<span>У камедыі Кандрат Крапіва (К.К.) ставіць і вырашае праблему духоўнага
выпрамлення і аднаўлення чалавека ва ўмовах сацыяльнага грамадства на
вобразе Тулягі. Драматург паказвае, што Туляга - чалавек крыштальнай
сумленнасці, але вялікі баязлівец. Калі Гарлахвацкі перыядычна
запалохваючы і шантажыруючы, спрабуе схіліць на несумленны шлях Тулягу,
ен адважваецца заўважыць нахабніку, што пісаць навуковую працу для іншых
- учынак несумленны, дрэнны. І няхай сабе пярэчанне Тулягі вельмі
нясмелае, але сам факт, што да смерці запалоханы чалавек усе ж
адважваецца на гэта, з'яўляецца сведчаннем яго высакароднасці, маральнай
чысціні. Бессаромнасць Гарлахвацкага вельмі ўзрушыла і абурыла Тулягу,
але ен пакуль што не адважваецца каму-небудзь расказаць усе, бо не
ўпэўнены ў сваей праваце. К. знарок ставіць Тулягу у недарэчныя, смешныя
сітуацыі, каб найбольш моцна ўдарыць па баязлівасці Тулягі. Туляга
лічыць свае становішча трагічным, з якога няма выйсця, і траціць спакой і
сон. Гэта ўсе можна прасачыць у сцэне, дзе Туляга з рознымі агаворкамі
расказвае Левановічу пра ўсе свае няшчасці. Адчуўшы сяброўскую падтрымку
Веры, Чарнавуса і іншых супрацоўнікаў інстытута, Туляга пачынае
разумець безпадстаўнасць свайго страху. Ен узяўся пісаць для
Гарлахвацкага працу пад выглядам таго бездапаможнага запалоханага
Тулягі, якім дырэктар яго бачыў. Але пры гэтым думае: "Цяпер жа я табе
напішу навуковую працу! Насмяяўся ты з мяне, абняславіў перад людзьмі,
пасмяюся ж і я з цябе". У яго нараджаецца вялікі гнеў да прайдзісвета,
нахабніка і кар'ерыста, рашучасць абавязкова яго выкрыць, адпомсціць за
тое зняважанне, крыўду, якія цярпеў Туляга ад дырэктара. У канцы п'есы
адбываецца духоўнае аднаўленне і перараджэнне Тулягі, яго радасць,
гордасць ад здзейсненага і поўнае выкрыцце невуцтва Гарлахвацкага.
Туляга канчаткова пераадольвае сваю безгрунтоўную баязлівасць і
становіцца нармальным чалавекам, гатовым змагацца з такімі людзьмі, як
Гарлахвацкі.
Нямала паздзекваўся Гарлахв. з Тулягі і іншых вучоных. Цяпер яны смяюцца з Гарлахвацкага апошнімі. У гэтым сэнс назвы твора.</span>
Уж считает, что все рано или поздно умрут, и в принципе без разницы, летаешь ты или ползаешь: "<em>Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут,</em><span><em>все прахом будет...</em>"
Сокол же считает, что лучше летать, чем ползать, что лучше умереть в сражении, чем от старости, он доволен своей прожитой жизнью и с сочувствием относится к тем, кому не дано летать: <em>"</em></span><em>Я славно пожил!.. Я</em>
<em>знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так </em><span><em>близко!.. Эх ты, бедняга!"</em></span>
Лермонтов-Родина
Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова . По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью.
Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении " Родина ", написанном в 1841 году. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милой его сердцу русской природе. Его сыновнее целомудренное чувство к Родине было настолько цельным, истинным, богатым, что оно преодолевало застенчивость и заявляло о себе решительно и смело. Его любовь была деятельной любовью, любовью великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно было в этом великом чувстве что-то очень простое, мужицкое:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
И это мужицкое лежит в основе лермонтовского патриотизма. " Родина " отразила целый комплекс народных понятий и представлений, сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа, в отличие от предрассудков, предубеждений, мгновенного настроения толпы или тех чувств, которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. В этом стихотворении народные интересы представлены в их истинности как положительный опыт миллионов, в единстве и целостности его содержания. И как богат этот опыт, как он многосторонен, как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум!
" Родина " - похожа на краткое издание энциклопедии народного опыта и народной мудрости, выраженных как чувство и мысль самого поэта, который здесь до конца слился со своим народом, так проник в его душу, в его интересы, что за лирическим "Я" поэта встает многомиллионная крестьянская Россия, которая видит в своем поэте выразителя своих сокровенных мыслей, чувств и желаний.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Странная любовь "странного человека". Такой любви в ту пору не знали. "Странной" она названа потому, что Лермонтов видел язвы на теле родной земли, видел рабскую покорность народа, его смирение, безгласность и неподвижность. И сердце его разрывалось на части, и горькие слова горького упрека готовы были сорваться с уст и срывались с уст, и мысль об изгнании – и насильственном и добровольном – не раз заставляла кровоточить сердце.
Тема стихотворения определяется самим названием: " Родина ". Это не Россия в "голубых мундирах", а страна русского народа, отчизна поэта.
Лермонтов породил дивный пейзаж, ставший эмблемой России и определивший дальнейшее развитие национального пейзажа, как в поэзии, так и в живописи:
…И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез…
Березонька… Она вошла в народное творчество как главный элемент национальной народной эстетики. Без этого лермонтовского пейзажа русского искусства в его целостности и полноте не существует.
Но легко увидеть, что этот пейзаж – творение природы и человека. В желтеющей ниве виден труд русского крестьянина, возделывающего и преображающего свою родную землю, свою кормилицу. Лермонтов не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу, "купленную кровью", за "полный гордого доверия покой", он любит "разливы рек ее, подобные морям", но принимает даже "пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков! ".
<span>Содержанию стихотворения " Родина " соответствует размер стиха. Первые строфы, в которых поэт размышляет о любви к родине и восторгается величием русской природы, написаны шестистопным и пятистопным ямбом, придающим стиху плавность, замедленность и величавость. В описании конкретного сельского пейзажа и быта крестьян звучит</span>
Основной темой творчества Н.А Некрасова было описание судьбы родного народа, к которой он был неравнодушным. Он видел страдания крестьян, и это вызывало в нем сочувствие, и желание помочь. А помочь он мог своим творчеством, своими поэтическими рассказами о народной судьбе. Он пытался побудить в народе желание изменить существующий порядок жизни, перестать быть рабами, помнить, что все люди имеют право на лучшую жизнь.
Стихотворение «Железная дорога» Н.А.Некрасов написал в 1864 году. А напечатано оно было в журнале «Современник» в 1865 году. Стихотворение Некрасов написал о событиях, которые реально происходили в его стране при строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом. Сочинение построено на диалоге между попутчиками, которые ехали по этой магистрали, построенной на крови и поте простого народа.
Повествователь был в одном вагоне с мальчишкой Ваней и его отцом-генералом. Когда сын спросил у своего отца, кто построил эту железную дорогу, то в ответ услышал имя графа Петра Андреевича Клейнмихеля, царского министра. Некрасова такой ответ заставляет рассказать мальчишке правду, о тех людях, которые работали на этом строительстве. Он рассказывает, какие невероятные страдания, холод и голод переносили рабочие, многие из которых не дожили до открытия дороги.
Автор в своем стихотворении называет голод царем, так как нищенское существование гнало людей работать в невероятных и страшных условиях. Перед читателем предстают картины непосильного труда. Мальчик как бы видит во сне всех этих людей, как они жили в землянках, мерзли, болели цингой. Главным властелином всех этих страданий был голод. Людям, чтобы прожить, нужно было где-то искать средства для пропитания, и они шли на такие нечеловеческие условия труда. Государству было без надобности дать людям нормальные условия, облегчить труд. Царские министры видели, что люди и так были согласны на все.
У Некрасова тяжкий труд и невероятная способность переносить терпеливо все тяготы вызывают уважение. Он надеется, что такое положение простого народа может измениться. Но при чтении «Железной дороги» читатель понимает, что автор стихотворения с грустью понимает, что лучшее будущее наступит не скоро. Он выражает свою мысль такими словами: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе».
Противопоставляет народу автор своего попутчика, жестокого генерала, который считает, что народ не может создать ничего прекрасного. Генерал просит Некрасова показать и хорошую сторону строительства. Но читатель понимает, что хорошим завершением работы была подачка в виде бочки вина, которую мужики получили за свои труды от купца-подрядчика, а многие не дождались и такой «награды», остались лежать вдоль полотна железной дороги. Но, как ни странно, крестьяне были рады такой награде, от отчаяния, скорее всего. Они выпрягают лошадь и сами везут купца по дороге с криком «ура».
Свое стихотворение автор заканчивает на пессимистической ноте, спросив у генерала, можно ли еще отрадней увидеть картину?
Но, видя угнетение народных масс, Некрасов мечтал, чтобы на его родине не было несправедливости, чтобы люди не работали в таких тяжелых условиях, и чтобы никто не чувствовал себя рабом. Он верил, что такое время когда-то наступит, и люди построят общество, в котором будет мир и счастье.