<span>Утро дышало свежестью. Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещренная бесчисленными искорками росы. Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл.</span>
У А. С. Пушкина и С. А. Есенина исходным материалом для их произведений
послужило одно историческое событие – Пугачевское восстание. Но оба
автора и восстание, и героя воспринимают по-разному. Конечно, различны
жанры произведений: у А. С. Пушкина это исторический роман, а у С. А.
Есенина – драматическая поэма. Но главное не в этом.
У А. С.
Пушкина Пугачевский бунт – это стихия мятежа и насилия. Это разорение
деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи
Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм
позиции автора.
С. А. Есенин в восстании видит справедливое
народное возмездие. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III
Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет
Русь от цепких лапищ» . Но «уже мятеж вздымает паруса» , и нужен только
«тот, кто б первый бросил камень» . Есенин видит историческую
объективность в необходимости появления предводителя восставших, Пугачев
только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы.
Образы
героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев – авантюрист,
знающий, что идет на риск, и желающий повторить успех Гришки Отрепьева.
Он и жесток, и великодушен одновременно. В то же время он знает, что ему
«поздно каяться» , ему не будет помилования и остается только идти до
конца.
У Есенина Пугачев представлен как мечтатель-романтик,
поэт в душе. Он любит родину, природу, мечтает о достойной для народа
жизни и его мирном труде. Он не верит в разгром своего войска и
стремится по Каспию бежать в Азию – «голубую страну» своей мечты. У него
необычная поэтическая речь, полная эпитетов, метафор, образных
сравнений.
Уже давно я, давно я скрывал тоску
Перебраться туда к их кочующим станам,
Чтоб разящими волнами их сверкающих скул
Стать к преддверьям России,
как тень Тамерлана.
Вечный странник, правдоискатель и романтик, защитник народа – таким предстает Пугачев в поэме С. А. Есенина.
А. Пушкин сочувствует Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и трагически обреченной.
В известном стихотворении Симонове Майор привёз мальчишку на лафете
Чуть с грустью
ХYI столетие, 1565 г., лето. Князь Никита Романович Серебряный с людьми, возвращаясь после 5-ти летнего пребывания в Литве с посольскими поручениями, подъезжает к Москве. В деревне Медведевка боярин неожиданно становится очевидцем странного события: во время праздника, группа пришлых людей (их он принимает за разбойников) нападает на крестьян, грабит, убивает, творит насилие и поджигает дома. Дружинники князя скручивают «лихой» люд, но тут обнаруживается, что это не разбойники, а опричники государя. Никита Романович в это поверить отказывается и отсылает плененных к губернскому старосте.
Продолжив путь, князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника, слывшего по окрестностям колдуном. К деревенскому колдуну приезжает князь Афанасий Вяземский и, не обращая внимания на спящих посторонних, требует приворотных средств. Из разговора А. Вяземского с мельником, проснувшийся Никита Романович узнает много нового.
Оказывалось, что любимая Серебряного Елена Дмитриевна нарушила данное ему слово и, спасаясь от домогательств А. Вяземского, вышла замуж за старого боярина Дружину Адреевича Морозова. А поскольку А. Вяземский пользовался расположением и покровительством у царя Иоанна Васильевича, Дружина Морозов тотчас попал под опалу.
Приехав в Москву, князь Никита Романович обнаруживает в столице поразительные изменения: повсюду множество опричных людей, пьяных и разбойных, бесчинствуют и творят беззаконие. Юродивый Василий (блаженный) окликает боярина и, именуя своим братом, предсказывает что-то недоброе в доме Д.Морозова. Князь тотчас направляется к Дружине Морозову. Дружина Адреевич сообщает Серебряному о отъезде царя Иоанна в Александровскую слободу, опричнине, доносах и отговаривает гостя от поездки к государю. Не считая возможным скрываться от своего царя, князь объясняется с Еленой Дмитриевной в саду и едет в Александровскую слободу.