Творческий путь И.А. Бунина начинался с поэзии. Именно в лирике
проявились отличительные стороны его таланта, характерные особенности
Бунина–художника. В его стихотворениях звучит мотив гармонии и
оптимизма, приятия этой жизни и ее законов. Бунин уверен, что только в
единении с природой, в слиянии с ней можно почувствовать свою связь с
общей жизнью и понять замысел Божий.
Подтверждением тому служит стихотворение «Последний шмель». Уже
название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит
нотки увядания, прощания и смерти, которые затем, по ходу
стихотворения, получат свое полное развитие.
Это произведение состоит из трех строф, каждую их которых можно
считать отдельной композиционной частью. Мне кажется, что первая строфа
служит как бы введением – она рассказывает о психологическом состоянии
лирического героя, намечает ход его размышлений:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя,
который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода,
смерти: «черный бархатный шмель», «заунывно гудящий». Мы видим, что
лирический герой тоскует. О чем или о ком? Об этом мы узнаем лишь в
конце стихотворения. А пока он призывает своего мнимого собеседника
наслаждаться последними прекрасными деньками:
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
И, поймав и насладившись прощальными нотами тепла и света,
заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь
напоминает описание гроба: «в засохшей татарке, на подушечке красной».
Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они
контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от
этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и
тягостной, еще более неожиданной.
Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Именно здесь нам открываются причины грусти лирического героя,
его печальные размышления о быстротечности жизни, ее мимолетности и
бренности. Совсем скоро яркость красок сменится угрюмой осенью с
пронзительным и холодным ветром. И шмель, неотъемлемая часть яркого
лета, радости и счастья, будет уничтожен суровыми и безжалостными силами
природы.
Так и счастье, по мнению лирического героя, очень недолговечно и
хрупко. Оно может исчезнуть в любую минуту, оставляя лишь горькое
сожаление и сильную боль. Больше того, так и сама жизнь исчезает, едва
успев начаться.
И самое грустное и страшное, что она начинает исчезать в самом
своем расцвете – смерть подкрадывается неожиданно и разит точно в цель:
«Безмятежны и жарки последние дни».
«Последний шмель» насыщен средствами художественной
выразительности. На мой взгляд, прежде всего, стоит обратить внимание на
метафоры. Само название стихотворения метафорично: последний шмель
олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, - счастья,
радости, тепла, света. Кроме того, и в описании этого насекомого
используются метафоры: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке
усни»; эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «в татарке, на
подушечке красной, усни», «ветер угрюмый», «золотое оплечье».
Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником –
шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые
мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И
как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер
угрюмый Золотого сухого шмеля!» Кроме того, все глаголы в стихотворении
указывают на его диалогичность: он имеют форму 2 лица, единственного
числа.
Также в стихотворении используются и фонетические средства
художественной выразительности. Они передают «заунывный гул» шмеля – с
помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье…
А также помогают «услышать» свист осеннего ветра – «Что уж скоро
в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» - с помощью
свистящих и шипящих согласных.
Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» - образец
философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема
быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так
коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше
земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.
ОБРАЗ БАЗАРОВА.
___________________________________________________________________________________________________
Главным героем романа Тургенева «Отцы и дети» является демократ и разночинец Евгений Базаров, представитель той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии в романе.
Тургенев наделил его материалогическими взглядами, любовью к труду и к точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Базаров был ненавистник всякой фразы и позы, косности и рутины. Он считал, что не может быть отношений между мужчиной и женщиной и что все это романтизм, чепуха, гниль и художество.
Плебей и демократ Базаров
был, одержим страстным желанием бороться против невежества и народных суеверий, за подлинную науку, построенную на эксперименте.
Базаров – враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла, которые мог бы усвоить народ. Он труженик науки и неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, считает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник.
Евгений Базаров – целеустремлен, независим, индивидуален, у него твердая точка зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. С одной стороны он отрицающий нигилист, с другой – скрытый романтик.
В диалоге раскрываются убеждения и характер Базарова.
Также Базаров был нигилистом, то есть человеком, ничего не признающим, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на вере, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
Но с течением времени его взгляды меняются. Он сталкивается с силой, которую он не может в себе побороть. И эта сила – любовь.
Автор приводит героя к тому, что он лишается веры в народ, в будущее России, то есть Базаров делается не похожим на подлинных революционных демократов. Взаимоотношения его с Одинцовой были проверкой героя к любви, в отношении женщины. Тургенев привел его к состоянию мрачного пессимизма, скептическому отношению к мужикам.
<span> В финал романа грешному и бунтующему сердцу Базарова, Тургенев противопоставляет великое спокойствие, вечное примирение и жизнь бесконечную.</span>