Возмущаясь нигилизму Базарова, Павел Петрович - аристократ и либерал, стремится доказать, что дворянство и аристократия, как лучшая его часть, являются движущей силой общественного развития. Именно здесь рождаются верные пути к прогрессу и идеалу - "английской свободе", коей является конституционная монархия. Но за словами Кирсанова Базаров видит лишь веру в перемены и пассивную надежду, и потому считает аристократов неспособными к действию. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Павел Петрович, не усматривая за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи активного желания заменить веру знанием, а надежду - действием, не приемлет взгляды Евгения и резко осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без принципов и идеалов. Не соглашаясь со всеотрицанием нигилистов, Кирсанов считает их ненужными и бесполезными: "Вас всего четыре с половиной человека". На это-Базаров ему лаконично отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Под отрицанием "всего" Базаров прежде всего имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Проповедуют же нигилисты в первую очередь необходимость революционных действий, критерием которых является народная польза.
<span>1. А Васька слушает да ест.2. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.3. А где пастух дурак, там и собаки дуры.4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом.6. А ларчик просто открывался.7. А он – дивит
Свой только муравейник.8. А он украдкою кивает на Петра.9. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.</span><span>10. Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
</span>
Глава II- Maman.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить «коренные» чувства, свойственные каждой поре. Так, для детства, по мнению писателя, характерны теплота и верность чувству.
Эти качества в полной мере проявляются в главном герое повести – Николеньке Иртеньеве. Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама, maman, как он называет ее на французский лад.
В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была «постоянная доброта и любовь в глазах». Кроме того, рассказчик помнит родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала Николеньку.
Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.
В повести маленький герой разлучается с маменькой – он едет в Москву учиться. Николенька испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, ему ужасно не хочется покидать maman, а с другой, он рад это сделать, ведь учеба в Москве – признак его взросления. Такое по-детски противоречивое отношение к матушке проявляется у маленького героя почти всегда. Вспомним сон, который Николенька выдумал, чтобы объяснить свои слезы Карлу Ивановичу. Он нафантазировал самое страшное – смерть матери. И когда осознал то, о чем рассказал учителю, то залился еще большими слезами.
Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется «Детство». Мы понимаем, что именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»
Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: «…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!».
Больше того, герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.
<span> Повесть заканчивается страшным событием – смертью матери. Герой говорит, что с этой трагедией «окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха», эпоха взросления.</span>
<span>Весеннее солнышко растопило снег, растаял и лед, сковывающий берега реки. Высоко поднялась вода, заливая кусты и корни высоких деревьев. Испуганные звери покидают затопленные норы и пытаются спастись от паводка на редких островках холмов, окруженных холодной водой. Но не все успевают добраться туда, не всем хватает места на земле. Вот заяц забрался на сучковатую ветку старого дерева. Ему очень страшно. Прижавшись спиной к корявой коре, заяц внимательно смотрит на прибывающую воду. Мне очень жаль зверька, попавшего в беду. Если через несколько дней паводок не спадет, зайцу, наверное, трозит голодная смерть. Художнику очень хорошо удалось показать нам, насколько суровы законы, царящие в природе, и именно в это время терпящим бедствие животным необходима помощь человека. </span>