Несмотря на то что у героя произошла разлука с любимой девушкой, которая так и осталась для него мечтой (отношения между ними даже не начались), память о ней живет в его сердце, воспоминания находят воплощение в природе и ее образах.
Отношение к войне у Толстого определяется его всепобеждающим пацифизмом; только освободительную войну, спасающую нацию от порабощения, он оправдывает, подчёркивая, что победа или поражение в ней зависит не от воли правителей и генералов, а от «духа войска».
отношение толстого к войне раскрываемое через мысли героев
<span>В XVIII век Самарский край вступил еще как порубежный, сохранявший военное значение. Старые городские укрепления Самары погибли в большом пожаре 1703 года. В течение последующих трех-четырех лет были построены новые оборонительные инженерные сооружения, более соответствующие времени. Они расположились на свободном месте вне сгоревшего старинного кремля. Цитадель («замок») в форме ромба представляла собой земляной вал, обнесенный рвом и усиленный со стороны степи сосновым забором с бойницами.</span>
<span>Чуждый окружающему его миру людей, Мцыри, несмотря на всю силу своего желания слиться с родным ему миром природы, остается чуждым и ему: незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Тонкие переливы смысла (то, что должно быть благом, превращается во зло) характерны для всей ситуации поэмы и окружающих Мцыри образов внешнего мира. Стремление Мцыри вырваться из стен монастыря на волю, в родную стихию, на родину, о к-рой он хранит память с детских лет, приобретает в структуре поэмы символич. значение: «родина» — это помимо всего знак и символ абсолютной свободы, некоей идеи, коренящейся вне «этого» мира. Такое же обобщенное значение приобретают и «три дня» жизни Мцыри на воле; их можно рассматривать как драматич. аналог всей его жизни, если бы она протекала на «родине», грустно-печальный и своим отстоянием от нее (это не сама жизнь, это только стремление, приближение к ней), и неотвратимостью поражения. Ведь по отношению к «пламенной страсти» Мцыри, готового «рай и вечность» променять «за несколько минут» жизни на «родине», все является насилием и тюрьмой, все грозит несвободой воли и неосуществлением желания.
Как то так</span>
Словесное художественное творчество - это литература.