Ответ:
Эпитеты:Тугие луки, топкое болото, сынки дорогие, буйну голову, красная девица, частые решета, мелкие сита, тесто белое, каравай рыхлый да мягкий, узоры мудрёные, птицы летучие, звери рыскучие, золочёная карета, гнедые кони, столы дубовые, скатерти узорчатые, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, железные сапоги, три железных хлеба, заплечный мешок, добрый молодец, по высоким горам, по тёмным лесам, по зеленым лугам, по глухим местам, чистое поле, синее море, на курьих ножках, баба-яга — костяная нога, кованый ларец, дремучий лес, красное солнце.
Талантливый народный умелец,мастер оружейник,работающий по металлу "Туляки искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации."У левши-лишь прозвище,имя его не указанно,так как автор олицетворяет в образе Левши русские таланты.Малограмотный,бедный крестьянин,живёт в "тесной хороминке".Холостяк,который нежно любит своих стареньких родителей.
Внешность Левши обыкновенная,косоглазый,с родимым пятном на щеке и выдранными волосами на висках "от учения".Бедная ,заплатанная одежда и стоптанная обувь говорят о бедности героя.
Левша верит в Бога,не начинает дел без благословления."Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела."
Упорный в труде,Левша добивается мастерства,умеет "вилять умом",но он добрый,простой и открытый.Левша с чувством собственного достоинства,отвечает всем,даже императору,без смущения.
Незлобный,умеющий прощать людей,Левша очень скромный.Самый талантливый,Левша способен выполнить любую,самую сложную работу.
Талант Левши не развивается,у него нет условий для дальнейшего обучения.Патриот своей родины,Левша не покупается на заморские соблазны,ему чужда вера англичан,а невесты его не впечатляют.
Узнав секрет англичан,Левша спешит домой.Левшу поразило в каком виде содержалось старое оружие,как за ним ухаживали и как хранили.Он узнал тайну англичан,они не чистили ружья кирпичом,поэтому ружья у них были в прекрасном состоянии и в полной боевой готовности.Его знания важны,они спасли бы немало солдатских жизней,но никто не придаёт Левше большого значения.
Судьба Левши очень печальна,по приезде на Родину он серьёзно заболевает и попадает в госпиталь для нищих.Никто не ищет его,он просит передать секрет англичан царю,но об этом забывают.Левша находится в больнице на полу,его английский друг,шкипер,находит ему врача,но поздно,Левша умирает.Мастера никто не ценил,его не слушали,хотя он говорил правильные вещи и предостерегал от ошибок,которые спасли бы много жизней простых солдат.Талантами полна земля русская,но ценить нужно всех и каждого,а не разбрасываться ими.Левша погибает,никому нет дела до него,а таких людей нужно беречь,они на вес золота."Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле"
Подробнее - на Znanija.com - znanija.com/task/22235128#readmore
Роза
(басня в стихах)
Не за дворца высокою оградой,
Не на утесе возле водопада,
А у дороги на краю села
Однажды дивно роза расцвела –
Бела, нежна, изящна и душиста
Взросла сама на почве каменистой,
Чтоб радовать своею красотой
Паломников, купцов и люд простой.
И каждый день ходил по той дороге
За хворостом крестьянин хромоногий –
Был нравом он угрюм и нелюдим
И в ветхом доме жил совсем один.
Но юной розы молодая сила
В груди-гробнице сердце воскресила –
Как вкопанный стоял он, чуть дыша,
Шепча: «О, роза! Как ты хороша!
Средь райских кущ была бы ты царицей!
Тебе ли у обочины пылиться?
Я лучше место для тебя найду! »
Крестьянин розу посадил в саду
И окружил заботой и вниманьем.
Лелея, потакая всем желаньям,
Он день и ночь с ней рядом проводил.
Но всяк, кто мимо дома проходил,
Не в силах скрыть был розой восхищенья.
Крестьянин же кипел от возмущенья:
«Коварная! Так вот чем платишь ты
Мне за любовь, за все мои труды!
Предательница! Нет тебе прощенья!
Зачем ты даришь им свой аромат?
Зачем собой их услаждаешь взоры?
Видать ты стыд забыла, дочь позора!
Здесь все мое – и ты, и этот сад! »
Но роза все по-прежнему цвела
И до небес в ночи благоухала.
Она, как всё, что чем-то в мире стало,
Уже не быть собою не могла.
Ревнивец же совсем утратил сон,
Лицом стал черен, взором дик и страшен.
Вокруг куста он начал строить башню,
Кидаясь на прохожих как дракон.
Но, хоть и не желал он розе зла,
Она, в тени зачахнув, умерла.
Мораль же сей истории правдивой –
Урок для всех влюбленных и ревнивых:
Чтоб радоваться счастью своему,
Не нужно превращать любовь в тюрьму.
Глава XXVII. ГОРЕ
На другой день, поздно вечером, мне захотелось еще раз взглянуть на нее; преодолев невольное чувство страха, я тихо отворил дверь и на цыпочках вошел в залу.
Посредине комнаты, на столе, стоял гроб, вокруг него нагоревшие свечи в высоких серебряных подсвечниках; в дальнем углу сидел дьячок и тихим, однообразным голосом читал псалтырь.
Я остановился у двери и стал смотреть; но глаза мои были так заплаканы и нервы так расстроены, что я ничего не мог разобрать; все как-то странно сливалось вместе: свет, парча, бархат, большие подсвечники, розовая, обшитая кружевами подушка, венчик, чепчик с лентами и еще что-то прозрачное, воскового цвета. Я стал на стул, чтобы рассмотреть ее лицо; но на том месте, где оно находилось, мне опять представился тот же бледно-желтоватый прозрачный предмет. Я не мог верить, чтобы это было ее лицо. Я стал вглядываться в него пристальнее и мало-помалу стал узнавать в нем знакомые, милые черты. Я вздрогнул от ужаса, когда убедился, что это была она; но отчего закрытые глаза так впали? отчего эта страшная бледность и на одной щеке черноватое пятно под прозрачной кожей? отчего выражение всего лица так строго и холодно? отчего губы так бледны и склад их так прекрасен, так величествен и выражает такое неземное спокойствие, что холодная дрожь пробегает по моей спине и волосам, когда я вглядываюсь в него?..
Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу. Я не спускал с него глаз, а воображение рисовало мне картины, цветущие жизнью и счастьем. Я забывал, что мертвое тело, которое лежало предо мною и на которое я бессмысленно смотрел, как на предмет, не имеющий ничего общего с моими воспоминаниями, была она. Я воображал ее то в том, то в другом положении: живою, веселою, улыбающеюся; потом вдруг меня поражала какая-нибудь черта в бледном лице, на котором остановились мои глаза: я вспоминал ужасную действительность, содрогался, но не переставал смотреть. И снова мечты заменяли действительность, и снова сознание действительности разрушало мечты. Наконец воображение устало, оно перестало обманывать меня, сознание действительности тоже исчезло, и я совершенно забылся. Не знаю, сколько времени пробыл я в этом положении, не знаю, в чем состояло оно; знаю только то, что на время я потерял сознание своего существования и испытывал какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение.
Может быть, отлетая к миру лучшему, ее прекрасная душа с грустью оглянулась на тот, в котором она оставляла нас; она увидела мою печаль, сжалилась над нею и на крыльях любви, с небесною улыбкою сожаления, спустилась на землю, чтобы утешить и благословить меня.
Дверь скрипнула, и в комнату вошел дьячок на смену. Этот шум разбудил меня, и первая мысль, которая пришла мне, была та, что, так как я не плачу и стою на стуле в позе, не имеющей ничего трогательного, дьячок может принять меня за бесчувственного мальчика, который из шалости или любопытства забрался на стул: я перекрестился, поклонился и заплакал.
<span> Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем.</span>