Рассказ "Кавказский пленник" был написал Львом Николаевичем Толстым на основе личных впечатлений о войне на Кавказе, где он служил юнкером.Более всего его впечатлило то, что война - это большая бессмысленность, что нет хороших и плохих национальностей и то как проявляется истинная сущность человека, когда он попадает в плен."Кавказский пленник" повествует о том, что два русских офицера - Жилин и Костылин, по вине Костылина попали в плен к горцам и находясь в плену вели себя по - разному: если Жилин вел себя как настоящий мужчина и достойный человек, то Костылин все время ищет как спрятаться за чью - то спину, боится, не может принять решение и т.д.Описания характеров главных героев помогут ребенку понять, что поведение человека, его характер, рождает судьбу человека.<span>Если Жилин не сдается, пытается убежать, ищет разные возможности и наконец убегает, то можно сказать, что Жилина ждет блестящая судьба и он дальше продолжает служить, то Костылина сломал плен, он стал больным человеком и теперь его судьба - это тихое прозябание до конца жизни.</span>
Единые нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник» Рассказ «Кавказский пленник» создан специально для себя. Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования. Написанный после «Войны и мира» , в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла, «Кавказский пленник» - тоже своего рода «Война и мир» , только для у себя. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . И здесь есть своя «мысль народная» - утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь. И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным. Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру. Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. Здесь нет сложной психологии, герой рассказа сродни капитану Тушину, он занят не поисками смысла жизни, а борется за свое освобождение. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину - хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого» . Чтение рассказа увлекает нас. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной. Эмоциональность восприятия, способность к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе - особенности восприятия литературного произведения, присущие возрасту, из которых надо исходить, сильные стороны которых надо использовать. Но Читатель должен и развивать нас, обогащать их восприятие, учить проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. Надо обратить основное внимание на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. Итак, первая задача учителя - добиться полноценного восприятия произведения. В рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное - правду. Рассказ может и должен быть прочитан учителем в классе. Напряженность сюжета пробуждает желание узнать, что будет дальше; проникаясь сочувствием к Жилину, читатели с нетерпением ждут его освобождения. Не стоит разрушать цельность впечатления постановкой вопросов, беседой по ходу чтения, развернутыми комментариями. <span>В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость.</span>
1вариант ответаНастроение значительно отличалось От русского Наполеон, изображался не В армии, как Кутузов, а НАД ней. Не сомтря на то что он низкий и никчемный, он высокомерен и горд. Он считает всех своих солдат лишь пешками в его"шахматной партии". Ему абсолютно безразлична их судьба, он приследует лишь собсвенные цели, кстати после того, как сгорела Москва, он бросает Свою армию. ПОЭТому МОЖНО Сделать четкий вывод о том, что настроение в французком лагере больше похоже на СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНЫе взаимоотношения между барином и крестьянином, чем между полководцем-лидером и армией.
2 вариант ответа Русские войска во время долгого отступления ждали этого боя. Они были полны решимости померяться силами с противником и готовы лучше умереть, чем пропустить врага.
Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
(Лермонтов"Бородино")
В этих словах отражен весь могучий русский характер. И эти строки тесно переплетаются с настроем народа в романе "Война и мир", образами мужиков, "работающих на поле сражения" не щадя себя во имя Родины.
Толстой показал сражение глазами Пьера, человека невоенного, который воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, лучше чувствует настроение солдат и офицеров. Даже вид самого Бородинского поля, "покрытого войсками и дымами выстрелов", вызывает у него восхищение, ему хочется "быть там, где были эти.. . блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки".
Пьер очутился в самом центре сражения, на знаменитой курганной батарее Раевского, куда был направлен главный удар тяжелой французской конницы, пехоты и артиллерии, и где погибли десятки тысяч людей. Батарея с "ласковым и шутливым участием" принимает этого неуклюжего штатского толстяка в очках и белой шляпе, который, стараясь никому не мешать, "смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару". Он видит простые лица солдат, слышит их немудреные шутки, и замечает, как "на лицах этих людей вспыхивали молнии разгорающегося огня".