Глава 5. Сразу же после похорон старого Дубровского в имение Кистеневка направляются чиновники во главе заседателя Шабашкина. Им необходимо подготовить все для передачи дома и земель Троекурову. Однако крестьяне стали чинить активные препятствия и категорически отказывались подчиняться новому хозяину. Тогда Владимир Дубровский находит слова для бунтующих и позволяет чиновникам остаться в доме на ночь. Глава 6. Ночью, по распоряжению Владимира Дубровского, кузнец Архип поджигает дом. Владимир не хотел чтобы дом, с которым так много связано его детских воспоминаний, достался убийце отца. Но Владимир полагал, что двери и окна дома Архип оставит открытыми во избежании смертей. Однако Архип сознательно закрыл все наглухо и умолчал об этом. Поэтому чиновники сгорели. Пушкин акцентировал внимание на том, что тот же кузнец Архип спас из огня кошку. Глава 7. Начинается расследование случившегося пожара, в котором Троекуров принимает личное и активное участие. Удается выяснить, что именно кузнец Архип поджег бывший дом Дубровских. Мало того, на Владимира Дубровского тоже пало подозрение. Однако прямых улик не нашлось. В это же время в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая и поджигающая имения помещиков. Все дружно решают, что бандитами являются крестьяне Дубровских под предводительством Владимира. Однако имение Троекурова шайка разбойников обходит стороной. Глава 8. В этой главе Пушкин рассказывает про Машеньку Троекурову. О ее детстве среди одиночества и романов. Маша росла и воспитывалась в доме отца с братом Сашей. Он был сыном Кирилы Петровича и гувернантки. Чтобы Саше дать образование, Троекуров нанимает учителя Дефоржа, который покоряет сердце Маши. Он преподает Маше музыку. Сам же Троекуров вполне доволен учителем и уважает его за смелость духа. Пушкин описывает такой момент: Кирила Петрович решил посмеяться и придумал как напугать француза Дефоржа. С этой целью он заталкивает, ничего не подозревающего француза, в комнату с медведем. Однако француз оказался не из робкого десятка и, достав пистолет, убивает животное. Глава 9. Описывается храмовый праздник, который проводит Троекуров в своей усадьбе. Приезжает много гостей. Среди них опоздавший, тот самый лжесвидетель на суде Антон Пафнутьевич Спицын. Он вовсеуслышанье заявил, что боялся разбойников Дубровского, так как у него с собой припрятана большая сумма денег. Начинается обсуждение темы про шайку Владимира Дубровского. Помещица Анна Савишна утверждает, что Дубровский справедлив и грабит не всех. Например, у нее он не стал отбирать деньги, когда узнал, что она отправляет их своему сыну в гвардию. Исправник заметил, что он обязательно поймает разбойников и у него имеются сведения о приметах главаря Владимира Дубровского. На что Троекуров заметил, что под этими приметами можно распознавать любого. Далее Троекуров самоуверенно заявил, что он не боится разбойников. Если на него будет нападение, то он сможет справиться с шайкой самостоятельно. И тут же рассказывает историю про медведя и о смелости Дефоржа. Глава 10. Уверенность Троекурова в безопасности не успокаивает Спицына. Все еще беспокоясь за свои деньги, он просит смелого француза Дефоржа ночевать у него в комнате. Учитель соглашается. Однако ночью выясняется, что француз Дефорж и предводитель шайки разбойников Владимир Дубровский это одно лицо. Дубровский отнимает деньги Спицына и угрожает ему на тот случай, если Спицын решит его выдать Троекурову. Глава 11. В этой главе Пушкин рассказывает о знакомстве Дубровского с настоящим французом-учителем для Саши. Это случилось на станции. Дубровский предложил французу 10 тысяч за его рекомендательное письмо и документы. Дефорж с удовольствием согласился. Тогда Дубровский отправился в усадьбу Троекурова в качестве учителя под именем Дефорж. Его сразу полюбили все домашние. Троекуров за храбрость, Маша за внимание, Саша за снисходительность и понимание, остальные за доброту и приветливость
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что отлит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить – дело упустить.Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом так и сеет: и про щук и про леща, – мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща – вот так это штука, – тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так это штука!От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.<span>Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят, да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров – дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся – толку добьются.
</span>
В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о "справедливом царе", предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс "низведением богов с неба на землю"). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убийство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей (например, предание "О Белгородском киселе" — см. в Хрестоматии).Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печене-жином (см. в Хрестоматии); подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестьянина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: "Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!").Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит строить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему "Петр I—мастер". Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты ("Гуси с Руси", "Беспечальный монастырь", "Горшеня", "Грозный и вор", "Петр I и солдат").Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о "благородном разбойнике". Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).<span>
</span>