<span><span>Возможно, что в самом начале они были искренними, но всё же... Он использовал её. В конце он вообще бросил её как ненужную вещь. Он откупился от неё. Так что, нельзя точно сказать были ли у Эраста чувства к Лизе. Автор не передаёт его точные чувства</span></span>
Александр Сергеевич Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Эти строки о Чернавке:
<em>И царица налетела</em>
<em>На Чернавку: «Как ты смела</em>
<em>Обмануть меня? и в чем!..»</em>
<em>Та призналася во всем:</em>
<em>Так и так. Царица злая,</em>
<em>Ей рогаткой угрожая,</em>
<em>Положила иль не жить,</em>
<span>Иль царевну погубить.</span>
<span>Душевную пустоту, хвастовство и желание выдать желаемое за действительное.
</span><span>Русское общество - чиновничество - от губернатора и ниже.
</span><span>Как писал сам Гоголь, «он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам». Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль чином выше своего собственного.</span>
Чичиков, несомненно, "герой своего времени". Гоголь рисует
предпринимателя, "живчика", всегда возрождающегося к новым свершениям,
несмотря на все невзгоды и разрушительные жизненные обстоятельства.
Основная черта Чичикова — желание быть как все и в то же время солидным,
респектабельным. Угодить всем — его цель, но угодить только для того,
чтобы отстоять свою выгоду и из пустоты произвести вполне осязаемые
деньги. Это талант капиталиста, живущего, по слову Пушкина, в "железный
век" — век денег и чистогана, страсти которого рождают те же деньги. Они
губят подлинные человеческие чувства, убивают нравственные порывы,
делают невозможной любовь и сострадание — одним словом, в этом горниле
капиталистического предпринимательства личность легко может погибнуть,
превратиться в грубое животное, удовлетворяющее одни материальные
потребности. Человек вдруг забывает о душе и духе, он предает свой
человеческий облик, его душа, как пишет Гоголь, "обрастает плотью".
Таким предстает Чичиков как герой своего времени. Вместе с тем он —
"герой-мираж". В нем заключены черты поэта, желающего приобрести счастье
сразу, в один момент, он поистине тот самый русский человек, не
желающий трудиться и создавать дом и благополучие путем кропотливого
каждодневного труда. Мошенничество — вот путь чичиковых. Подобно
странствующему рыцарю средневекового романа или бродяге плутовского
романа, Чичиков находится в непрестанном движении, в дороге, он
иронически сравнивается самим повествователем с гомеровским Одиссеем.
Правда, в отличие от рыцаря, посвящающего героические деяния Прекрасной
Даме, Чичиков — "рыцарь копейки", ради последней в сущности он и
совершает свои "подвиги".Образ Чичикова составляют метафоры, окрашенные в
разной степени то в эпические, то в иронические, то в пародийные тона:
"барка среди свирепых волн" жизни, "незначащий червь мира сего",
"волдырь на воде". Вопреки солидности, степенности, телесной осязаемости
Чичикова ("был тяжеленек", "животик <...> барабан"), вопреки
заботе о будущих потомках и желанию стать образцовым помещиком, сущность
Чичикова — мимикрия, протеичность, способность принимать форму любого
сосуда. И это тоже отличает его именно как "героя своего времени".
Характер Чичикова формируется в соответствии с целями его жизни, и
особенно в связи с капиталистической аферой, идея которой полностью
подчинила героя, сделала его рабом, уничтожив его человеческие начала.
Гоголь
не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы,
рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно
замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение
собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному
возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими
хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение
России.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в
поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип
людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период
зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой
формации”.Одна из ипостасей Чичикова - его бричка. Кони — это
способности героя, особенно чубарый — "лукавый" конь, символизирующей
мошенничество Чичикова, "отчего ход тройки — боковой ход". И Чичиков,
несомненно, уклоняется от истинного пути, который для Гоголя есть путь
нравственного самосовершенствования.
Впрочем, коренной гнедой и
пристяжной каурой масти — кони-труженики, что внушает Гоголю надежду на
воскресение Чичикова "из мертвых", отвечает его идеалу направить
мчащуюся Русь-тройку по магистральному христианскому пути, по которому
вслед за Русью должны пройти европейские страны, уклонившиеся от
истинного пути. Чичиков должен был стать действительным "героем своего
времени", то есть быть впереди современников, указать им христианскую
дорогу, какую вожделенно взыскует Гоголь — писатель и проповедник.