Где не погибло слово, там и дело еще не погибло... А. И. Герцен
М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли. Так, большинство произведений Лермонтова написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”, говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”. Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. В них высказано гораздо больше, чем размышления мастеров о своем высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к действительности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе. Конечно, все эти аспекты по-разному преломлялись в творчестве различных поэтов. Свой особенный взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. В его стихотворениях нашли свое выражение ощущение трагической несовместимости искусства и наступающего “железного века”, чувство одиночества художника, его разлада с миром. В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и гибелью А. С. Пушкина, пишет стихотворение “Смерть поэта”, исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысляет его горькую судьбу, говорит о его убийце. Причем он обвиняет не только Дантеса, так как:
Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..
Сколько людей, прекрасно понимавших значение Пушкина для России, не сумели уберечь “солнце русской поэзии!..” Последние главные строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели поэта, им Лермонтов грозит божьим судом. Ему удалось прекрасно воплотить образ великого русского поэта. Но главное в том, что он постиг вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения среди пигмеев с его ранимостью, одиночеством и протестом.
Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит!
А появление убийцы и душителей свободы — следствие существования любого бездуховного сообщества.
Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи!
Свои размышления о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении “Поэт”. Оно начинается с размышления о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком “на холодном трупе господина” и продан в лавку армянина, где и купил его поэт. И вот теперь кинжал висит без дела, утратив свое назначение, а поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени.
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Поэт вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть она была орудием для битвы. Для него поэзия прошедших лет — это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что ее предназначение — обращение к людскому множеству, в объединении людей. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Сейчас же, по мысли автора, она утратила это свое назначение и вряд ли обретет его вновь. Заканчивает Лермонтов свое стихотворение риторическим вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный порой? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении “Пророк”. Оно является как бы продолжением одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять “веленье Божие”. Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии, он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он один, он продолжает свое дело. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу.
С тех пор, как вечный суд Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Тему одиночества поэта в этом мире Лермонтов затронул еще раньше, в стихотворении “Нет, я не Байрон...”. Слова Герцена выражают истинное значение творчества Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
Потому что она сирота! в народных представлениях сирота - человек. которого нужно оберегать, защищать от беды. Я думаю, что Пугачев просто пожалел Марью Ивановну. Ведь девушка и так намучилась, хлеб да воду кушала, да к тому же.. (как я и сказала) она- сирота. Швабрин долгое время издевался на Марией Мироновой, так что.. она натерпелась.
Народилась в Іллінському під Москвою в інтелігентній, українсько-білоруській родині: батько Іван Опанасович Шовгенів — знаний фахівець, гідротехнік-практик, мати — донька православного священика. Коли дівчинці було п'ять років, Шовгенови переїхали до Петербурга.
3 1918 року родина мешкає в Києві. У Києві Олена навчається в Жіночій гімназії Олександри Дучинської; вивчає українську мову поряд з російською, німецькою, французькою. Вивчає і такі дисципліни, як Закон Божий, російська граматика, історія, арифметика, географія, чистопис, малювання та креслення; проте на основі віднайдених оцінок юної Олени тих років, можна сказати, що вчилася посередньо.
<span>З вибухом</span><span> </span><span>Другої світової війни</span><span> </span><span>Олена Теліга перебувала в Польщі — ще з 1929 року жила тут, коли у Варшаві померла її мати. Тоді ж настали злигодні та нестатки: іноді їй доводилося працювати з музичними номерами в нічних кабаре — і навіть манекенницею, але потім вдалося влаштуватися вчителькою початкових класів.</span>
Рассказ «Уроки французского» подымает много нравственных проблем. Но особенность рассказа в том, что автор рассматривает проблему с разных сторон. И на первый взгляд абсолютно безнравственный поступок оказывается не таким уж и безнравственным.
Главный герой — деревенский мальчик, которого мама отправила в город на учебу. Мальчик вынужден голодать, ведь продуктов, которые присылает ему мама, не хватает. Но школьник понимает, мама отдает ему все, что у нее есть и даже не допускает мысли о том, чтобы попросить маму присылать ему больше продуктов. Мальчик понимает, что семье тоже нужно чем-то питаться.
Однажды мальчишка узнает о том, что ребята играют в чеку на деньги. И мальчик просит поиграть с ними. С одной стороны, играть на деньги — это плохо. И мальчишки знают о том, что за это их могут выгнать из школы. Но с другой стороны, главный герой играет не ради азарта, а из-за нужды. Выиграв рубль, он уходил, чтобы пойти купить стакан молока. Большего ему и не надо было. Его участие в игре было вынужденной мерой, ну где он смог бы еще найти деньги?
Классная руководительница Лидия Михайловна узнает об этом. Но не ругает мальчика, а решает ему помочь. Она приглашает его к себе домой на дополнительные уроки французского языка, а заодно решает его накормить. Но мальчик не может позволить себе есть у учительницы. Но Лидия Михайловна искренне хочет помочь мальчику и тогда придумывает игру на деньги. На первый взгляд ее поступок кажется аморальным. Но зная тяжелую жизненную ситуацию мальчика, его отказ принимать подачки подобный поступок вполне оправдан. Ведь учительница руководствовалась добрыми побуждениями, желая помочь мальчику.
В начале рассказа Лидия Михайловна представляется строгой женщиной. Затем мы узнаем, что ей всего лишь двадцать пять лет. Играя с мальчиком, она сама словно превращается в девочку. Наедине с ним она искренняя, без напускной строгости. Но однажды в ее дом входит директор школы и застав учительницу вовремя игры, называет ее поступок безобразием. Директор повел себя так, как это принято в обществе. Играть с учеником на деньги — это преступление. Директор не захотел вникнуть в ситуацию, почему же Лидия Михайловна так поступила.
Учительнице пришлось покинуть школу и уехать на Кубань. Но однажды главный герой получает посылку с яблоками, о которых ему рассказывала учительница. Лидия Михайловна, находясь в другом городе, все так же переживает за мальчика и хочет помочь.