Сергей Есенин
***
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.
И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить,
<span>Плясать и плакать у забора.</span>
Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о
смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому
князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник»,
предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества,
князь расстается со своим верным боевым другом-конем. Проходит много времени,
конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает,
что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет,
что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не
клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа
коня, ужалила Олега.
Коротко говоря . Она мученица
Иль со щитом, иль на щите.
Либо сена клок, либо вилы в бок.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Или теперь, или никогда.
Либо с волками выть, либо съедену быть.
Сюжет его – трагическая любовь молодого, незнатного, бедного певца и королевской дочери, кончающаяся изгнанием и гибелью на чужбине героя и смертью от тоски героини – глубоко личен и близок самому поэту. Он, несомнено, подсказан Жуковскому его собственными переживаниями, связанными с любовью к Марии Андреевне Протасовой. Отсюда – лирический характер баллады, отсутствие в ней событий (лишь намеки на некоторые), ее элегический тон. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с лиризмом, характерным для его поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт).
Высоко поэтический образ любви, не умирающей и после смерти ее влюблённых, дан в арфе, повешенной на дерево певцом в память последнего свидания и непроизвольно издающей звуки, которые напоминают о нем. Этот символ навеян стихотворениями Фр. Маттисона «Lied aus der Ferne» («Песнь издалека») и И. И. Дмитриева «Лира».
Сложная по своему строению и расположению рифм строфа баллады придает ей певучесть и приближает к протяжно-песенному строю. Баллада, таким образом, деформируется, лишается своих основных жанровых черт и обращается в лирическое стихотворение с характерным для Жуковского человечным содержанием.