ПЕСЕНКИ ПОДО ЛЬДОМ Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы. Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют! И песенка их - как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами. Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл... Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал. За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки? А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть птица... Я стукнул лыжей по льду - песенка смолкла. Я постоял тихо - песенка зазвенела опять. Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась. - Здравствуй, подлёдная певунья! Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню. - А я ведь знаю тебя! - сказал я. - Ты оляпка - водяной воробей! Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! <span> А нам чего бы его не послушать.
</span>
В прозе А. П. Платонова появляется новый тип героя — странствующий
философ, пытающийся понять «смысл частного и общего существования» и
стремящийся найти путь ко всеобщему счастью. Философские убеждения
самого писателя естественным образом передались и героям его прозы,
поэтому, чтобы понять своеобразие внутреннего мира платоновских героев,
необходимо уяснить особенности мировоззрения самого писателя.
Неисправимый
идеалист и романтик, Платонов верил в «жизненное творчество добра» , в
«мир и свет» , хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на
горизонте истории «зарю прогресса человечества» . Писатель-реалист
Платонов видел причины, заставляющие людей «экономить свою природу» ,
«выключать сознание» , переходить «изнутри вовне» , не оставляя в душе
ни единого «личного чувства» , «терять ощущение самого себя» . Он
понимал, почему жизнь на время «оставляет» того или иного человека,
подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему «неугасимая жизнь»
то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну. Платонов
синтезировал в своем творчестве идеи многих философских направлений и
школ. Отзвуки этих теорий мы находим у героев его произведений.
Например, уверенность главного героя романа «Чевенгур» в том, что с
помощью труда можно достичь всеобщего счастья, отсылает нас к философии
«общего дела» Федорова; а мысль о том, что человечество — «единое
существо» , перекликается с идеями русского космизма. Последнее особенно
близко Платонову и его героям : «Человечество — одно дыхание, одно
живое, милое существо. Больно одному, больно всем. Умирает один, умирают
все» . Труд является средством познания мира, с его помощью человек
должен победить силы природы (в мире Платонова природа — враждебная
человеку стихия) , достичь всеобщего счастья. Мысль о том, что именно
труд — это путь человечества к счастью и средство познания мира, глубоко
переживается всеми героями Платонова .
А. Платонов принадлежит к
тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только
«музыку» , но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда
соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то предусмотрел для
усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей,
якобы мешающих общему благу. Все, что было опубликовано из произведений
Платонова до последних лет, не могло дать полного представления ни о его
мощи как писателя, ни совершить той работы по формированию духовности
человека, которая оказалась под силу таким произведениям, как «Котлован»
, «Чевенгур» , «Ювенильное море» .
<span> Герои-романтики
Платонова политикой как таковой не занимаются. Они рассматривают
свершившуюся революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого
не хотел, потерпели поражение. И еще потому они не занимаются политикой,
что в начале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось,
сложилась власть и аппарат власти У меня так)</span>
В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» действие происходит перед Рождеством. На это указывают несколько деталей. Во-первых, это зима. Под ногами скрипит снег. Мерцалов, сидя на лавочке в парке, смотрит на заснеженные деревья и думает о самоубийстве. Во-вторых, Гриша с Володей рассматривают в окнах домов наряженные елки. Это говорит о том, что Новый год еще не наступил. В-третьих, когда Мерцалов встречает чудесного доктора, профессор Пирогов говорит, что он купил несколько подарков знакомым ребятишкам. Поэтому чудо, которое происходит в семье Мерцаловых, — это рождественское чудо.
В Рождество случается много странного, необычного, чудесного. Мы уже читали произведения, в которых действие происходит в Рождество. Это и чудесные приключения кузнеца Вакулы из рассказа Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Это и печальный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», в котором маленький мальчик замерзает, потому что он никому не нужен, кроме Христа. Но во всех этих рассказах происходит чудо. Такое чудо произошло и в семье Мерцаловых.
Это была бедная семья. у них не было денег на дрова, чтобы согреть свою комнату. Они голодали. Одна девочка у них уже умерла, вторая сильно болела. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшую жизнь, Мерцалов встречает в парке одного пожилого человека. Он рассказывает ему свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он был врачом.
Доктор выписал маленькой Машутке лекарство, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Он посоветовал, к какому врачу потом лучше обратиться. Чудесный доктор Мерцаловых даже не сказал, как его зовут. Ему это было не надо. Мне кажется, что он хотел, чтобы о нем помнили как о человеке, совершившем доброе дело. Ведь не важно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего тебе руку помощи. Но для Мерцалова важно было знать своего спасителя. им оказался известный русский хирург Н.И. Пирогов.
Профессор Пирогов сумел вылечить душу старшего Мерцалова, он подарил ему надежду на будущее. для профессора это обычное дело, а для Мерцалова — спасение всей его семьи. Я думаю, что рождественское чудо получилось. Но такое чудо не должно быть только в Рождество. Нельзя быть добрым только несколько дней в году. Чудо сострадания, помощи человеку должно стать «обыкновенным чудом» для каждого совестливого человека. Главное — никогда не падать духом. При первой же возможиости нужно протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.
После замужества Дюймовочку стали называть Майя.
Потому что он писался в эпоху сталинской диктатуры,то есть писался в тяжелый времена-создания социализма. А тяжело принимался так как роман был написан о событиях Гражданской войны.