1.Какую роль в стихотворении играют мифологические имена и названия? (Ода "На день восшествия на всероссийский престол ее величе
ства госыдарыни императрица Елизаветы Петровны" Ломоносов) 2.Какой пафос стихотворения?Сформулируйте основные темы оды Ломоносова 3.Как изображена в оде императрица Елизавета? Присутствуют ли в этом идеализированном образе черты реальной личности?
1.) <span>Стиль, как и подобает оде, торжественный, чему способствует большое количество славянизмов (класы — колосья, зиждитель — Бог, дщерь — дочь, воззри — посмотри), образов, почерпнутых из античной мифологии (Минерва — богиня мудрости, Марс — бог войны, Нептун — бог моря. Борей — северный ветер), обилие риторических вопросов, восклицаний и обращений («Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»; «О, ваши дни благословенны!»; «Но ах! жестокая судьбина!»; «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет...»). Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры и олицетворения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют наш дух и к брегу устремляют, как в понт пловца свободный ветр...»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте, ренветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».</span> 2.) Идея всемерного укрепления и развития государства на просветительских основах пронизывает все стихотворение. Но поэт-естествоиспытатель не мог не вложить в свою оду и идею развития науки, которая поможет укрепить государство, освоить необозримые просторы родной страны, и не призвать людей к творческой деятельности на благо Отечества. <span>Все это создает особый пафос стихотворения: торжественный, гражданско-патриотический, который выражает мысли и чувства писателя-гражданина. 3.) </span>Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия – быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения. Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный по канонам классицистической оды. Елизавета здесь лишена «живых» качеств, она некий символ государства, но не человек.
Сначала И. С. Тургенев собирается просто познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравился…», а о Косте — он «возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором». Но после первого знакомства автор не раз добавляет попутные уточнения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «детский голос Вани».
Однако самое убедительное доказательство отношения автора к каждому из своих героев звучит в описании самих историй, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти истории. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что симпатии автора на стороне Павлуши.
В одном месте в одно время жили двое : богатый и бедный. Богатый не поделился с бедным хомутом, а бедный дровни прикрутил к лошади, и хвоста у нее не стало. Богач решил судиться. Переночевать решил у священника, но его потчевать не стали, Он свалился с палатей. Ребенок, находящийся внизу, был убит. Бедняк решил порешить себя, но, когда падал, убил старика. Бедняк взял камень и пошел в суд. Шемяка, судья, решил все " по справедливости " : сказал богачу ждать, пока у коня хвост подрастет, священнику сказал отдать бедняку попадью до рождения ребенка ( совместного), а сыну того, чей отец был убит, велел броситься с моста и убить бедного. Все истцы откупились от крестьянина. А потом к нему подошел помощник судьи, и ему было сказано, что в тряпице завернут камень, который бы полетел в судью, если бы суд завершился не так, как он желал.