Ответ:
1. Він йшов у ярмі, скорившись силі, хоч часом із гніву очі йому наливались кров'ю, і тоді він хвицав ногами і наставляв роги...
2. Ярами, коритами висхлих річок, лісовими нетрями, прикриваючись нічною темрявою, ховаючись, мов од дикого звіра, тікало од пана і панщини все, що не заплісніло в неволі, не втратило ще живої душі, тікало, щоб здобути собі те, за що предки виймали шаблі з піхов або ставали до бою з кіллями та вилами...
3. Ще недавно, вмившись в Умані власною кров'ю і накидавши в Кодні стіжок гайдамацьких голів, пан смакував перемогу, пильно обороняючи свої права на живий робочий інвентар — хлопа.
4. Хлоп протестував, хлоп тікав на вільні землі, рятуючись, як міг, од панщини, лишаючи на рідній землі все дороге, все миле його серцю.
5. По всій Бессарабії ганяли дозорці, вистежуючи скрізь по ровах, стогах сіна, комишах болотяних річок збіджених, змордованих людей.
6. Плутаючись у високих бур'янах, пролазячи попід кущами, що тісно посплітались у сій занедбаній частині панського гаю, вони долізли врешті до води.
7. Чорний панський гай потиху одсувався назад, закутуючись волокнуватими пасмами білого туману.
8. Остап йшов навпростець, минаючи вузькі, криві стежки, протоптані товаром й пастухами.
9. Він йшов тепер прудко, сильно вимахуючи ціпком, мов усю силу свою молодечу вкладав і в ту ходу, і в рухи, а думки одна за одною, як на крилах, летіли все наперед.
10. Він озирнувся: прискорюючи ходу, подорожній махав на нього рукою, бажаючи, очевидячки, спинити його.
Объяснение:
Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов — бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Но заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с
бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Однако его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила... ”
Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А. П. Чехова “Тоска”, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.
Равнодушие. Как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
В Тоске Чехов поднимает вечную проблему человечества — проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение
тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия
рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов
окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение
<span>вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли.</span>
Он же играл "В любовь", а она страдала, не понимала, что происходит, верила в его ухаживания, и страдания из капризной светской девушки сделали благородного чуткого человека, она даже позволила,чтобы мать поговорила с Печориным, - и была отвергнута грубо, бездушно... ужасно жаль её, правда?
Автор называет Настю ласково "золотая курочка", подчеркивая сказочную
прелесть. Эффект усиливают уменшительно-ласкательные суффиксы в словах:
курочка, ножки, монетки, носик. чистенький, веснушки, Детям некогда было
играть, на их плечи легла забота о большом хозяйстве. Настя, "как и
покойная мать", "вставала далеко до солнца", "выгоняла свое любимое
стадо", топила печь, готовила обед, "Хлопотала по хозяйству до ночи".
Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей,
улыбается, тот "начинает злиться и хорохориться". Настя сначала
поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. маленькая
перепалка заканчивается примирением и дружной работой. У нее свои,
женские, хозяйственные заботы. Она рассудительная и потому пошла по
широкой, плотной тропе. Она набрела на палестинку, обсыпанную красной
клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спарашивает: "Откуда же у
человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?
" Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Что сделала
Настя с собранной клюквой? Она отдала ее эвакуированным детям.
Оказалось, что девочка "мучилась про себя за свою жадность". И в этом
поступке-победа Насти над собой, самая трудная победа.