Стихотворения 1830 года:
«Бесы»
«Элегия»
«Рифма»
«На перевод Илиады»
«Труд»
«Прощанье»
«Заклинание»
«Стихи, сочинённые ночью
во время бессонницы»
«Два чувства дивно близки нам…»
Бо́лдинская о́сень 1830г. - наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой.
Былина о 3-х девицах.
<span>Раз младые дЕвицы собиралися, </span>
<span>Да вокруг своих прялец саживались , </span>
<span>Да вокруг своих прялец саживались, </span>
<span>Чтоб друг дружке свою жизнь поведати </span>
<span>Вот начала первыя девица-то молвить-сказывать </span>
<span>Да на девушек-подруженек поглядывать: </span>
<span>Сказывать про свой чудесен сон , </span>
<span>Да про какое он счастие в жизни ей принёс </span>
<span>Вторая же девица стала плакати , </span>
<span>Что сон её был про печаль-тоску, </span>
<span>про то, как её любимый -сУженый </span>
<span>да покинул её навеки, красну дЕвицу . </span>
<span>Ну, а третья краса-дЕвица помалкивала , </span>
<span>Только пряльце своё настраивала.. . </span>
<span>Тут пришёл её любимый-сУженый </span>
<span>И увёз в свою гОрницу хозяюшкой . </span>
<span>По своему сложному строению «Полтава» была не похожа на другие поэмы Пушкина (и современных ему поэтов) и потому осталась непонятой и не оцененной ни современниками, ни позднейшей критикой. Между тем поэт придавал большое значение этому произведению и был очень огорчен неуспехом его у читателей и критики. «Самая зрелая из всех моих стихотворных повестей, — писал Пушкин в одной статье, — та, в которой все почти оригинально... «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» — не имела успеха...»
Сложность поэмы состояла в том, что в ней в пределах одного произведения разрабатывались три разные, не свя¬занные между собой темы.
Первая тема — судьба русского государства среди других европейских стран, способность русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борь¬бе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба непо¬бедимого полководца Карла XII с Петром I) связывалась в сознании Пушкина с недавними близкими ему событиями 1812—1815 годов — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Пушкин считал, что, одержав победу в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия доказала свою крепость и силу.
...Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.
Центральным эпизодом этой темы является Полтав¬ский бой, центральным героем ее — Петр I.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушки¬ным, как государственным мыслителем, — тема многона¬ционального русского государства, вопрос об историчес¬кой закономерности объединения разных наций в одно государство и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центр образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за осво¬бождение родины, а как коварного властолюбца, презира¬ющего и свободу, и родину.
Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме только поэтическими размыш¬лениями о государстве, восхвалением его мощи и не поду¬мал бы о судьбе отдельной личности, частного человека.
Третья тема «Полтавы» — судьба человека, далекого от участия в политических событиях его времени и все же гибнущего, раздавленного колесом истории.
Мария — сильная и страстная женщина. Она преодо¬левает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и завоевывает себе личное счастье... Но неожиданные для нее грандиозные и страшные исторические события становятся причиной ее гибели. Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведе¬нию. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, — вот что увлекло меня», — писал Пушкин в одной заметке.</span>
А.Куприн "Скворцы"
План:
1)Весна идёт.Ожидание скворцов.Нелёгкий путь.
2)Мудрость птиц.Моряки и маяки.Опасная переправа.
3)Нахальные воробьи.Скворцы прилетели.Отдых и заселение по домам.
4)Целый день в движении.Кто рано встал, тот не потерял.Песни скворцов.
5)Первые птенцы.Дружно,против врагов.Учатся летать.Первые холода-путь на юг.
Примеры литературных произведений первой трети 19 века, в котором авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей:
- А. Островский "Гроза".
- Е. Баратынский "Отрывок", "Ахилл", "Молитва".
- А. Пушкин "Пророк".
- М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива", "Выхожу один я на дорогу".
Таким образом, для литературы первой трети 19 века характерен христианский гуманизм. Для этих взглядов типичным идеалом выступает не сам человек, а его высшее, лучшее начало.