Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба
дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза
велики» . Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего?
Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за
свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями,
за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа
продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков
проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже
вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался
прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют
в тюрьму.
Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого
действия комедии нам становится понятно, что высокая должность
для Антона Антоновича - средство незаконного обогащения.
В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию:
Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред
о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают
ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются,
когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков
плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются
перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что
даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за
кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков
покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение
дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный
тип поведения получил после выхода в свет комедии название
«хлестаковщины» . Любопытно, что и городничий заражается
«хлестаковщиной »: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг
начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской
жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует
на городничего неожиданное открытие, что Хлестаков не
ревизор, а «сосулька» , «тряпка» .
Цитаты из письма Хлестакова к Тряпичкину
Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.
На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел
уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и
по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора.
…И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой
и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки,
потому что, кажется, готова сейчас на все услуги.
<span>Городничий глуп, как сивый мерин.</span>
Очарованный странник” вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе “не может найти ничего, кроме низости и мерзости”. В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. “Неужели, - писал он, - все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?”
В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из “Человека на часах”, и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение - не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить.
Все это верно и для очерка “Очарованный странник”. Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь?
Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и “Очарованный странник” имеет второе название - “Черноземный Телемах”, указывающее на родство этого произведения с “Одиссеей” Гомера.Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой “Очарованного странника” в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, становясь тем самым “бывалым человеком”. Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни.На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он - “очарованный странник”, он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он - “обещанный” сын и так или иначе -сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний - должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь.И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: “Чудесно, согласен и ожидаю”.То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи - не трагическое ломание шпаги об колено,каковым бы оно могло быть,например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход.
Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти - он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он “большой грешник”.
Мы видим, что Иван Северьянович Флягин,хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.
1. (Не знаю почему Юшка) Да, он нужен людям. Он помогал кузнецу. Это его работа. Кузнец вряд ли справился без Юшки. Автор прав, без Юшки жизнь ухудшилась. Люди и дети привыкли к бесчувственному миру и наверное привыкли к нему и тут Юшка добрый, отзывчивый и искрений. Они не понимали что такой человек существует. В душе они любят Юшку, но не понимаю этого. 2. Чувства сострадания, сочувствия и жалости. Юшка не виноват что родился с болезнью и пытался это обьяснить, но его не слушали или не понимали. 3. Юшка пытался объяснить людям что нужен им. Не бывает такого "ненужного" человека. Люди только глумились и усмехались над ним, они не обладали искренностью и умением любить сердцем. 4. Сам уже)))
1.Образ Алмазова
2. Его нелёгкая учёба.
3. "Паганое пятно"
4. Идея Верочки.
5. Счастливый Алмазов возвращается домой.
<span>1. Жанр «Слова о полку Игореве» это:
</span><span>2) воинская повесть;
</span><span>
2. Какой принцип является лишним для классицизма:
4) единство языка.
3. Авторские мысли высказывает в «Недоросле»:
1) Стародум;
4. Строка «Открылась бездна, звезд полна…» принадлежит:
4) Ломоносову.
5. Соотнесите произведения и литературные направления:
1) классицизм-</span> б) «Фелица»; <span>
2) сентиментализм-</span>а) «Бедная Лиза»;<span>
3) романтизм-</span>г) «Светлана»;<span>
4) реализм- в) «Ася»;
1-б ;2-а ;3-г ;4-в .
6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
2) сентиментализм;
7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:
</span><span>1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева;
</span><span>
8. Какая характеристика не относится к романтизму:
1) деление жанров на высокие и низкие;
9. Жанром какого литературного направления является элегия:
2) сентиментализм;
10. Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно встал здорово»:
3) Фамусову;
11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова «25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»:
2) А. С. Грибоедов;
12. Названию произведения, какого автора соответствует название оды А. С. Пушкина «Вольность»?
</span><span>4) А. Н. Радищева.
</span><span>
13. Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский:
1) Германия;
14. Каким стихотворным размером написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
4) ямб.
15. Как называлось имение, в котором провел свое детство М. Ю. Лермонтов?
2) Тарханы;
16. Какая повесть из составляющих роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в хронологическом отношении:
2) «Максим Максимыч»;
17. Какой эпиграф взят Н. В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»;
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н. В. Гоголя:
2) «Женитьба»;
19. Соотнесите названия произведений и их авторов:
1) «Умом Россию не понять...»-</span>б) Ф. И. Тютчев;<span>
2) «Поэт и гражданин»-</span> в) Н. А. Некрасов; <span>
3) «Нет, я не Байрон...»-</span>а) М. Ю. Лермонтов;<span>
4) «Я пришел к тебе с приветом…»-</span>г) А. А. Фет. <span>
1-б ;2-в ;3-а ;4-г.
20. Как звали героиню повести И. С. Тургенева «Первая любовь»:
2) Зинаида;</span>