Одним из произведений, относящихся к любовной лирике, является стихотворение Мадонна . Посвящено оно Н. Гончаровой, жене поэта, и отражает реальную ситуация. Как писал Пушкин в письме к своей жене, в этот период он «проводил целые часы» перед картиной, изображающей белокурую мадонну , которая похожа на нее как две капли воды . Написано стихотворение в форме сонета, что являются отнюдь не случайным. Строгая, традиционная форма отражала внутреннее содержание стихотворения, его идейный смысл: воспевание истинного чувства без прикрас , без показного блеска и славословий. Содержательно стихотворение делится на три части. В первой части, являющейся своеобразной экспозицией, поэт говорит, что хотел бы украсить свою «обитель» не множеством картин старинных мастеров , которым бы изумлялись посетители и знатоки искусства. Во второй части поэт раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет лицезреть среди своих медленных трудоводну единственную картину, которая бы полностью выражала его представление о прекрасном, его взгляды на мир и живущих в нем людей. На этой картине должны быть изображены пречистая , то есть мадонна, и божественный спаситель , причем без ангелов , одни, под пальмою Сиона . Она должна «взирать» с величием , он с разумом в очках» . В подобное разделение четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины это материнство, для мужчины свет разума, который он несет с собой в окружающую действительность. Но это не просто разум. По Пушкину, разум это только то, что освящено нравственным началом. Предназначение Мессии, Спасителя, состоит в том, чтобы делать мир и людей лучше, просвещать своих собратьев. И разум в его глазах – это не что иное, как осознания своего предназначения, следование Божественному промыслу. Именно поэтому поэт называет мадонну и спасителя кроткими . Они не против своего Божественного предназначения в мире, принимают свою судьбу с радостью и благодарностью по отношению к Создателю. В третьей части стихотворения Пушкин проецирует свои воззрения на реальную жизнь, говоря, что Творец исполнил его желания. Поэт верит, что все в мире происходит по воле Творца. Мир изначально благостен и прекрасен, так как является творением Бога, проявлением силы неизмеримо более высокого порядка, чем человек, а оттого более разумной и гуманной. Бог любит свое творение, поэтому не может быть благословенно и самое прекрасное из чувств любовь. Любовь это то, при помощи чего человек может уподобиться Творцу: женщина интуитивно, нося в себе, а затем производя на свет потомство; мужчина постигая разумом нравственный закон как основу мироустройства и фундамент великого замысла Творца. Для придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует метафоры (медленные труды, чистейшая прелесть) ; эпитеты (важное сужьдение) . Язык и сама форма сонет отсылают нас к лучшим образам эпохи Возрождения, в которых искреннее чувство выражалось с необыкновенной силой, несмотря на отсутствие языковых средств и отсутствие многословия. Столь подчеркнутое обращение к поэтике и образам эпохи Возрождения, безусловно, имело и тот смысл, что поэт тем самым высказывал свое несогласие с романтической концепцией человека и романтической трактовкой любовного чувства. <span>Итак, основная идея стихотворения состоит в том, что автор приемлет естественные законы бытия и воплощает природу, являющуюся воплощением вечного течения жизни.</span>
Резко поменявшиеся взгляды князя Андрея после Аустерлицкого сражения изменили его самого.Он больше не мечтал о славе,о военных наградах и подвигах.Более того,он больше не хотел служить! Князь Андрей состоял на службе,но не принимал участия в военных действиях.А состоял на службе лишь потому.что его отец не простил и не понял бы такого решения сына,как вообще не служить.У князя Андрея не было более цели в жизни.Он жил только ради своего маленького сынишки,считая себя виновным по отношению к его умершей жене.Он жил в скромном имении,не хотел выезжать в "свет".Безвыездно прожил 2 года в деревне. И вот весной 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына.Была весна. В народе это-пора обновления,любви,счастья. Князь Андрей так не считал. По дороге в имения,он увидел огромный дуб.Толстой специально описывает дуб,чтоб показать таким образом,<em>олицетворить в дубе состояние князя.</em> Он стоял с огромными,неуклюже растопыренными ветками,он был с обломанной корой,с болячками.Он был старым уродом по сравнению с маленькими,красивыми и курчавыми березками.Только <em>он один</em> не хотел понять обаяния весны и подчиниться ей. Дуб как будто говорил: "<u>Как не надоест вам один и тот же глупый,бессмысленный обман.Все одно и то же,и все обман! Нет ни весны.ни солнца.ни счастья!.</u>" Князь Андрей смотрел на этот дуб и соглашался с ним. <u>"Да.прав,тысячу раз прав этот дуб...пускай другие,молодые,вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь!"</u> так думал он. По пути к имениям сына князю Андрею нужно было заехать к графу Ростову.Там он встречает легкую,смеющуюся, прекрасную Наташу Ростову.Она словно само олицетворение весны.Эта встреча меняет его представления о жизни вновь.В его душе вновь зарождаются молодые,бодрые мысли,мечты о славе,о любви... Путаница мыслей и надежд.которые он так страшился все эти годы,которые так близки ему...Князь Андрей еще не понимает,почему все это произошло с ним. И вот,<em>он едет назад,ему вновь встречается дуб</em>. Это <em>не тот дуб</em>,который Толстой описывал ранее.Это дуб,раскинувшийся шатром мощной,темной и сочной зелени,словно помолодевший... <em>Сквозь столетнюю кору пробились эти сочные зеленые листья</em>..Князь Андрей не узнает сначала этот дуб,а потом понимает,что это тот самы дуб,который он видел ранее."<u>Нет,жизнь не кончена в 31 год</u>"-так думает теперь князь Андрей.Он хочет,чтоб свет узнал его.услышал,чтобы не он жил вместе со всеми,а все жили вместе с ним.Князь Андрей стал скучать в деревне и в конце концов решает вновь служить,выйти в светскую жизнь. Его взгляды вновь пересматриваются,наступает душевное обновление.
Подчеркнутые строки-цитаты из романа Л.Н.Толстого "Война и Мир"
— В какой главе поэмы почувствовали вы присутствие «удалой, полной силы национальности» (А. И. Герцен)?
— Как находит отражение Русь народная, помещичья, чиновничья в поэме? Души «мертвые» и «живые» в поэме.
— Какой мир противостоит «мертвым душам» в поэме Гоголя?
— Как проявляется высокий гуманистический идеал Гоголя в поэме?
— Как меняется настроение автора, тон лирических отступлений от 1-й к 11-й главе? Чем можно объяснить эти изменения?
— Известно, что во II томе «Мертвых душ» Гоголь хотел показать нравственное возрождение только одного помещика, фигурировавшего в I томе. Кто этот персонаж? (Свяжите со славянофильской концепцией.)
— О чем скорбит и о чем мечтает автор поэмы?
<span>Вспомним отрывки из поэмы:<span> главы </span>6, 11</span>
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
<span>Рифмы усиливают образ-символ «облаков». Стихотворение созвучно со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучи». Рисуется картина жизни, философия жизни, состояние человека – одиночество. С одной стороны, умиротворенная картина, с другой, сочетание рифм напоминает фразу А.Белого «Куда мы летим? Над чем мы повисли? Что с нами будет? Нужно готовиться к нежданному…».<span>Прочитано 134 раз</span></span>