В первой строфе М.Ю. Лермонтов рисует картину "мчащихся" туч по бескрайней "степи" - небу.
Мы видим и "жемчужную" цепь туч, и "лазурное" небо.
Для создания настроения поэт широко использует эпитеты, сравнения, олицетворения.
Так, например, тучи он сравнивает со странником-изгнанником, который, подобно тучам, вынужден покинуть "милый север", хотя, казалось бы его и ожидает теплая южная сторона.
Чем отличаются эти слова: странник и изгнанник?
Странник (или как раньше говорили "калика") - это странствующий человек, путешествующий по своей воле и часто даже без определенной цели.
Изгнанник - это человек, лишенный возможности жить на родине, и "странствие" его уже вынужденное.
Картина «Гість із Запорожжя» (1901, вариант – 1916, Национальный художественный музей Украины) является центральной в творчестве художника. На полотне предстает пасечник, бывший запорожец, который летним днем в саду, в тени деревьев, угощает гостя – казака-запорожца. Перед ними на земле расстелена скатерть с угощением. Жена хозяина привела девочку и мальчика, видимо внуков, чтобы показать гостю. Мальчик в белой сорочке и шароварах смутился перед незнакомцем: бывалый вояка внимательно смотрит на него. Наверное, и хозяин и гость задумались в эту минуту о том, что паренек вскоре станет казаком, а значит, защитником Отчизны.
Натурой для картины послужил курень в усадьбе сестер художника, в селе Казачьем. Для облика гостя ему позировал местный крестьянин Степан Кругляк, образ же старика-пасечника был собирательным.
Картина получила одобрение Совета Академии художеств и критики. В 1905 году она экспонировалась на Первой всероссийской художественной выставке во Львове. «Гість із Запорожжя» – одно из лучших произведений украинской исторической живописи на казацкую тему. Это самая удачная работа Ф. С. Красицкого, его единственная завершенная тематическая композиция.
Художник отдавал предпочтение жанровым зарисовкам с простым сюжетом – «Якби ви не пан» (1899), «Біля колодязя» (1900), «На свято» (1902), писал пейзажи родного края – «Село Кирилівка» (1901), «Хутір Хатки на річці Пслі» (1898). Но основное место в его дореволюционном творчестве занимают портреты. В 1903 году Фотий Степанович поселяется в Киеве и создает портреты выдающихся деятелей Украины – М. Старицкого (1893), Леси Украинки (1904), Ивана Франка (1907, 1914) и др. В них он проявляет себя как художник-реалист с импрессионистическим уклоном.
Красицкий создает свою Шевченкиану. Впервые он обращается к образу поэта в 1895 году, продолжает его в портретах 1899-го, 1906-го, в 30-е годы делает эскизы картины «Шевченко в мастерской» , а в 1940-м работает над картиной «Смерть Шевченко» (обе остались незавершенными) . В годы советской власти художник преподает в Киевском художественном институте, продолжает писать портреты, пейзажи, композиции, но ему не удается достичь уровня картины «Гость из Запорожья» и создать что-нибудь значительное, соответствующее его таланту. И в этом драма его творческой судьбы, начавшейся так удачно.
Картину Красицкого «Гость из Запорожья» купил Совет Императорской Академии Художеств в Петербурге за 600 рублей, что было большой честью для ее выпускника. Он получает «диплом с правом на чин Х класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях».
Когда началась гроза и люди обессилели им было стыдно признаться в своей слабости и они начали вымещать свой гнев на Данко. Они сказали что он не сможет вывести их из леса и они даже попытались его убить. Тогда он достал из себя своё сердце и освещая им путь вывел народ из тёмного леса. Люди удивились поступку Данко, а когда они вышли из леса в степь Все весилились, а Данко помер. Тогда один человек наступил на его сердце, которое было у него в руке и оно рассыпалось на мелкие искры. Как-то так!
В первом классн я многому научился: читать, писать, считать, выучил азбуку. Я научился хорошим манерам и дружбе!