По объему дума больше исторических балладных песен, которые, как и с давним дружинным эпосом («Слово о полку Игореве» , старинные колядки, былины) , имеет генетическую связь. В структуре Д. является более или менее выраженные три части: запев («заплачка» , как называли кобзари) , основной рассказ, окончание. Стихосложение Д. неравносложное, астрофичное (без разделения на строфы-куплеты через изменчивость порядка рифмовки) , с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, в пении начинается криками «ой» , а завершаться «гей-гей» .
Своей стихотворной и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях, из которых думы переняли некоторые мотивы и поэтические образы. С причитаниями думы роднит и характер импровизации. Длинные рецитации дум переходят в плавные, меняющеися формы. Каждый кобзарь перенимал от своего учителя образец рецитации в общих чертах и создавал свой отдельный вариант мелодии, под которую рецитует все думы своего репертуара.
Пение дум требует особого таланта и певческой техники (поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов) . Доминантный элемент Д. — словесный, а не музыкальный, и формируется он в определенной мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические. Рифмы в Д. преимущественно глагольные. В поэтике характерны развернутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве) , традиционные эпитеты (земля христианская, тихие воды, ясные звезды, мир крещеный, каторга басурманская, тяжкая неволя) , тавтологичные высказывания (хлеб-соль, медвяно, январь-мать, пьет-гуляет, богатеи-сребреники, волки-сироманки, турки-янычары) , коренословные (пеший-пехотинец, стонет-проквиляе, жить-проживать) , разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора т. д.) , традиционные эпические числа (3,7,40 и др.) . Стиль Д. торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов (златоглавом, глас, аще, рече, ноге, руке) . Эпичность и торжественность Д. усиливается ретардациями — замедлением рассказа через повторение фраз-формул. Д. — это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы а турками, татарами, поляками, русскими и др. <span>
</span>
У повісті «Тарас Бульба» Гоголь створив різні образи запорізьких козаків. Велику увагу він приділив синам Тараса, Остапу та Андрію. І зовсім трохи написав про їхню матір.
У творі ми вперше зустрічаємося з матір'ю, коли вона зустрічає своїх синів. «...бліда, худорлява і добра мати їх, стояла біля порога і не встигла ще обійняти ненаглядних дітей своїх».
Серед сильних героїв повісті ми побачили слабку, маленьку жінку, яка любить своїх дітей і з повагою ставиться до свого чоловіка. Коли Тарас запитав у молодшого, чому він його не б'є, мати сказала: «..І прийде ж тобі в голову отаке, що б дитя рідне било батька.»
Вона дуже переживала, що вони так мало будуть вдома. "... і мені не вдасться наглядітися на них.» Вона всю ніч не спала, дивилася на дітей своїх і не могла надивитись. «Сини мої, сини мої милі! Що буде з вами? Що чекає на вас?..»
Хоча у неї був чоловік і два сини, вона була одинока: дітей вона бачила рідко, а Тараса «... в рік два – три дні, і потім кілька літ про нього не бувало слуху.» У молодості вона терпіла від Тараса образи і навіть він її бив, напевно вона була дуже красива, але швидко постаріла. Всю ніч мати сподівалася, що поїздка відкладеться, і її діти поживуть вдома. Але цього не сталося. «Бідна старенька, позбавлена останньої надії, понуро попленталася в хату.»
Перед від'їздом Тарас попросив матір благословити синів. «Мати, слабка, як мати, обняла їх, вийняла два невеликі ікони, одягла їм, ридаючи, на шию...Не забувайте, синки, мать вашу... пришліть хоч вісточку про себе...»Коли Тарас з Остапом і Андрієм їхали, вона вибігла за ними за ворота, як би знала, що більше ніколи не побачить їх.
В образі матері Остапа та Андрія Гоголь показав усіх жінок Запоріжжя того суворого часу.