<span>исорджименто ( итал. il risorgimento — возрождение, обновление) — историографический термин, обозначающий национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии, а также период, когда это движение происходило (конец XIX в. — 1861); рисорджименто завершилось в 1870 году присоединением Рима к Итальянскому королевству. Поначалу слово употреблялось по аналогии с Il Rinascimento ( Эпоха Возрождения) и употреблялось исключительно в культурно-литературном контексте. И только впоследствии при посредстве Витторио Альфьери ( 1749—1803) его значение стало постепенно расширяться в сторону предполагаемого объединения Италии в политическом, культурном и национальном плане. Идеологические предпосылки Рисорджименто весьма разнообразны: это и просвещенческие, и либеральные идеи, романтически-националистические, республиканские, социалистические или антиклерикальные, светские и церковные. Экспансионистские амбиции Савойского дома соединялись с антиавстрийскими настроениями.Немалую роль играла и национальная идея. Она была довольно своеобразна: Франко Вальсекки в своей работе о Рисорджименто в контексте европейского национализма видит в основе национализма итальянского некоторые первичные концепции: идеалистическую — Мадзини, религиозную — Джоберти, рационалистическую — Каттанео, реалистическую — Дурандо. Все они легли в основу разработки Романьози, который соединил национальную идею и принцип легитимности, выработав концепциюЭтникархии. Нация для него — это население, которому природой задано некое географическое и духовное единство. Таким образом, вместе с Манчини, который в своих лекциях подчеркивал бессмертие национального государства, основывающегося на бессмертной идее нации, они сформировали представление о юридической раздробленности Италии как о явлении сугубо временном, в то время как в реальности настоящее государство — национальное.</span>
Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен. Страбон относил к ним зихов (др.-греч. Ζυγοί), синдов (др.-греч. Σινδοὶ), агров (др.-греч.Ἄγροι), тореатов (др.-греч. Τορέται), дандариев (др.-греч. Δανδάριοι), аррехов (др.-греч. Ἀρρηχοί), тарпетов (др.-греч. Τάρπητες), досков (др.-греч. Δόσκοι), обидиакенов (др.-греч. Ὀβιδιακηνοὶ), ситтакенов (др.-греч. Σιττακηνοὶ) и некоторые другие общины[3].Мео́ты[1] (др.-греч. Μαιῶται, лат. Maeōtae) — племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря[2]. В античную пору Меотидой называли территорию от Чёрного до Азовского моря, последнее же обыкновенно обозначалось как «Меотийское болото». В IV-III веках до н.э. многие из общин меотов вошли в состав Боспорского царства.
Иногда полагают, что меоты были индоевропейским населением Приазовья[4], восходящим ещё ко временам ямной культуры. Ещё в XIX веке Э.И. Эйхвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». «Тиргатао» — единственное зафиксированное источниками меотское имя, и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем «Тиргутавия», зафиксированном на территории Митанни.
По мнению слависта О. Н. Трубачёва, меоты говорили на каком-то реликтовом языке индоарийской группы[5][6].
В Большой советской энциклопедии, напротив, указывалось, что «часть меотов по языку была родственна адыгам (черкесам), часть ираноязычна»[7]. По мнению некоторых археологов[каких?], «меоты» — название общин на окраинах Боспорского царства — является синонимом болотных жителей, людей, которые жили у меотидских болот. Такой же выглядит и ситуация с этнонимами «дреговичи» или «меаты» <span>(др.-греч. Μαιάται).</span>
Понятие о бронзовом веке и его особенности. Изменения в хозяйстве, наметившиеся еще в эпоху неолита, привели во 2 тысячелетии до н.э. к формированию скотоводческо-земледельческой экономики и развитой металлургии. В середине 2 тысячелетия до н.э. племена Казахстана освоили производство бронзовых изделий. По сравнению с медью бронза имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным материалом при изготовлении орудий труда и оружия. Бронзовые орудия труда и оружие коренным образом изменили общественно-хозяйственную жизнь племен, населявших территорию Казахстана. Оружие теперь применялось не только на охоте, но и в межплеменных схватках за плодородные земли и пастбища. Например, в Центральном Казахстане в местечке Балакулболды обнаружена могила человека, погребенного со стрелой, вонзившейся в его бедренную кость.
В начале 2 тысячелетия до н.э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В середине 2 тысячелетия до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце 2 — начале 1 тысячелетия до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству. Развитие скотоводства было тесно связано с природно-
<span>климатической средой.</span>