Гоголь назвал свою повесть «Портрет» . Потому ли, что портрет ростовщика
сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых
сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать
портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет
или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным
свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя,
пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу
высоким служением искусству? Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе. Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека» . Он отвергает художников, у которых «самая природа.. . кажется низкою, грязною» , так что «нет в ней чего-то озаряющего» . Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» , - говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» . Но для Пушкина добро - в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности. Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» , прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески» . Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти. Что было причиной этих страшных прев
Мы почти ничего не знаем про Дона Кихота, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного старого щита, копья, худой клячи и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать на охоте. Мы узнаем, что герою около пятидесяти лет, но не знаем, откуда он родом, кто его родители, чем занимался до сих пор. Но на наших глазах герой перевоплощается в безрассудного рыцаря.
Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано представил себя одним из них, назвавшись Дон Кихотом. Но ему по нраву не только рыцарские приключения, но и высокая цель борьбы с злом. И тогда он пытается покорить своей выдумке обиходность. Мир реальный вытесняется миром фантастическим. В его воображению кобыла становится боевым конем, а сам он — бедный дворянин — странствующим рыцарем, защитником обездоленных.
<span>Первое приключение Дон Кихота выглядит очень комичным, когда он ведет бой с мельницами, видя в них великанов. Иногда этот взрослый мужчина кажется ребенком в своем понимании действительности. Он верит в человеческую порядочность там, где ее нет. В эпизоде с побитым мальчиком-пастухом </span>Дон Кихот, как и мальчик, выглядит трагическим. Мальчик — от побоев богатея, который не платит ему деньги за работу, Дон Кихот, — от своей слепой веры в человека.
Смешным оказывается и героизм рыцаря, ведь хозяин постоялого двора не нуждается в наказании своих обидчиков, он требует от Дон Кихота денег за ночевку.
Во время противопоставления автором Дон Кихота дону Диего оказываются высокие порывы одного и мелкое благополучие другого.
И хотя поединок со львом тоже выглядит комично, герой появляется перед нами человеком очень смелым, однако он живет в фантастическом вымышленном мире.
Кульминационным моментом столкновения его с действительностью становится пребывание в герцогском замке. Вельможи поняли безумие Дон Кихота, как понимали его все, кроме разве что Санчо Пансы и разбойника Роне Гинари, которые не доставляли ему ни моральную, ни физическую боль. А образованные и утонченные вельможи издеваются над рыцарем. В словесных поединках и рыцарь, и оруженосец выходят победителями, но подлость господствующего класса таки победила. Герцог и герцогиня выставили гостей шутами, а впоследствии доставили и физическую боль, натравив разъяренных кошек, и побили.
Но разочарование рыцаря появилось значительно позже, даже не тогда, когда он понял, что не может освободиться от чар своей Дульсинеи, а тогда, когда понял, что люди не боряться со злом и не пытаются его искоренить.
<span>Дон Кихот умирает, но его благородные порывы остаются жить в возрастах. А еще остается с нами его хорошая мудрость:</span>
Казаки уважали Тараса Бульбу за его характер. У него долг стоял на первом месте, а потом уже семья и дети, как и было заведено у всех казаков в то время. Также его уважали за его достижения в военном деле.