Яркий стилистический эффект создает пародийное использование книжных
фразеологизмов, употребляемых нередко в сочетании с иностилевыми
лексико-фразеологическими средствами. Сама природа фразеологизмов,
обладающих яркой образностью, стилистической окраской, создает
предпосылки для их использования в экспрессивной, и прежде всего в
художественной и публицистической речи. Эстетическая роль
фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный
материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов
обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов.
Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой, экспрессии. Вспомним Ильфа и Петрова, как выразительна их речь, благодаря частому обращению авторов к пословицам, поговоркам! Приведем несколько примеров: Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Выбираю пана, хотя он и явный поляк; Он еще неясно представлял себе, что последует вслед за получением орденов, но был уверен, что все пойдет как по маслу: «А маслом, - почему-то вертелось у него в голове, - каши не испортишь». Между тем каша заваривалась большая . <span>В художественной и публицистической речи фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением. Введение в текст фразеологизмов, как правило, обусловлено стремлением журналистов усилить экспрессивную окраску речи. Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко придает ему шутливую, ироническую окраску: Дело не в новой метле, а в том, как она метет </span> <span>Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики; они ценят разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко, к смешению стилей для создания комического эффекта </span> <span>Разговорно-просторечная фразеология выступает как средство языковой характеристики персонажей; для стилизации авторской речи, которая воспринимается как непринужденная беседа условного рассказчика с читателем, и в этом случае сниженные фразеологизмы воссоздают картину живого общения </span> <span>Яркий стилистический эффект создает пародийное использование книжных фразеологизмов, употребляемых нередко в сочетании с иностилевыми лексико-фразеологическими средствами. Сама природа фразеологизмов, обладающих яркой образностью, стилистической окраской, создает предпосылки для их использования в экспрессивной, и прежде всего в художественной и публицистической речи. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. </span> <span>Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое воспроизведение их в речи. Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с фразеологизмами как с «сырьем», которое подлежит «творческой обработке». В результате фразеологического новаторства писателей, публицистов возникают оригинальные словесные образы, в основе которых «обыгранные» устойчивые выражения. Творческая обработка фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность. Чаще всего писатели преобразуют фразеологизмы, которые имеют высокую степень устойчивости лексического состава и выполняют в речи экспрессивную функцию. При этом измененные фразеологизмы сохраняют художественные достоинства общенародных - образность, афористичность, ритмико-мелодическую упорядоченность. Рассмотрим некоторые приемы фразеологического новаторства писателей и публицистов.
Илья Муромец собирается на пир к князю. Он подходит к мужикам и спрашивает дорогу они говорят: Есть одна дорога но по ней никто не ходит потому что сидит соловей разбойник и убивает всех своим свистом нет ни одной души там. Пошел Илюша по этой дороге увидел его соловей и как начал свистеть но Илья силушкой обладал и схватил он соловья разбойника. Идет он мимо дома соловья а там его 3 дочери сидят увидели папу на связанного коне и бросились на Илью но соловей сказал им лучше угостити его напоити но илья отказался и они пошли лальше лошди да киев -града там царь уведев соловья захотел услышать знаменитый свист и как засвистел соловей так все и умерли от свиста его кроме Ильи и царя. После это сказал Илья царю отдаю я его тебе на потехи. Согласился. И сели они за стол пировать начали.
1. Широкое поле пшеницы. Ветер играет с колосьями и они волной ложатся от сильных порывов ветра. Мальчик бежит по полю и рукой проводит по верхушкам колосков. <span>2. Поле брани: море вражеской черни, кони, копья, мечи и ятаганы. Русские богатыри борются с врагами, что на Русь спокусилися. </span> <span>3. Золотые купола православных церквей горят на солнце. Люди толпятся возле церкви: женщины в ярких платках, ребятишки в белых рубахах, молодцы, подпоясавшиеся нарядными поясами.</span>