<span>Достоевский любил
всматриваться в лица, фигуры, походку, жесты людей. Литератор-бедняк, он
пригревал иногда возле себя какого-нибудь голодного и бездомного жителя
столицы. Одного из них в 1843 году принимал как дорогого гостя и к обеду, и к
ужину. Говорил друзьям, что взялся описывать быт бедняков и рад случаю ближе
познакомиться с "пролетарием столицы". Достоевского интересовали
вопросы социальные и политические, психология людей самых разных слоев
общества, вопросы медицины. При этом Достоевского интересовал не человек
вообще, а его современник, тот, кого он встречал в канцеляриях, подвалах, в
глухих переулках, на знаменитом Невском проспекте. Интересовала жизнь
"униженных и оскорблённых". Недаром так он и назвал один из своих
романов. Писать Достоевский любил ночью, в совершенном уединении. Прекращал
работу под утро. Не изменял этой привычке, даже если приходилось куда-нибудь
выезжать. Лакей вдруг отказался прислуживать ему и рассказал хозяевам, что
Фёдор Михайлович "замышляет кого-то убить", что он всё время ночами
ходит по комнатам и сам с собой вслух говорит об этом! Достоевский в это время
работал над романом; "Преступление и наказание" и, как видно,
обдумывал замысел Раскольникова об убийстве старухи-процентщицы. Нередко,
написав несколько глав романа, Достоевский через два-три дня уничтожал
написанное и начинал всё заново. Так было с романами "Братья
Карамазовы", "Бесы". А роман "Идиот" он перед самой
отправкой в редакцию забраковал и начал усиленно сокращать. Сам Достоевский не
заботился о сохранении ни черновиков, ни первых вариантов произведений. Он
берёг как зеницу ока лишь основной, окончательный вариант рукописи, боясь, как
бы он не пропал даже по пути в редакцию.</span>
Вера
Вера – второстепенный, но очень важный персонаж в романе «Герой нашего времени»; женщина, которую когда-то любил Печорин; дальняя родственница княгини Лиговской. Вера замужняя светская дама. Она с мужем гостит у Лиговских в Пятигорске и одновременно находится на лечении, когда вновь встречает Печорина. Автор мало сообщает о внешности этой героини, но доподлинно известно, что у нее добрая душа и любящее сердце.
Вера замужем второй раз и ее супруг пожилой, но богатый человек, за которого она вышла исключительно ради сына, которого она растила от первого брака. Доктор Вернер о ней говорит, что это «какая-то дама из новоприезжих… очень хорошенькая, но очень, кажется, больная». Вера действительно страдает чахоткой, а живительный горный воздух возвращает ей цвет лица и силы. На правой щеке у героини заметная родинка, придающая ее лицу особую выразительность.
Из повести о княжне Мери мы узнаем, что Вера была единственной женщиной, оставившей неизгладимый след в душе Печорина. Она была не похожа на представительниц светского общества и покорила сердце героя, в первую очередь, своей искренностью, а во вторую умением понять и принять его. Во время очередной встречи в Пятигорске героиня начинает тайком встречаться с Печориным. Она лично просит его почаще бывать у Лиговских, чтобы они могли видеться. При этом Вера даже не подозревает, что ее возлюбленный замыслил интрижку с княжной Мери.
Узнав об отношениях Печорина с Мери, Вера очень мучается и ревнует. Не выдержав такого нервного напряжения, она рассказывает мужу о своей любви к Печорину и тот ее увозит. На прощанье Вера оставляет письмо для главного героя, в котором признается, что действительно любила его и не хотела ничего в нем менять. Главный герой тяжело переживает разрыв с Верой, так как понимает, что это единственный человек, сумевший понять его сложную и противоречивую натуру.
Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.
<span>Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В его речи часто используются красочные эпитеты: "сердитый вал", "горящая бездна", "сонные цветы". Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему "братьев в пляске круговой". Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле.</span>