Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле.
В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
Стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т. д.
Большое впечатление производит стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”.
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”...
источник..
Синквейн-мини стих типа. могу только содержание подсказать,т.е. основную форму
1.слово
2.два прилагательных(какие тучи)
3.три глагола(что делает)
4.предложение с этим словом
5.вывод(ассоциация со словом)
поможет иль нет,решите сами
Б) "Штосс"
"Штосс" - последнее прозаическое произведение Лермонтова. Эта фантастическая повесть, называемая быличкой, осталась незаконченной. Название повести созвучно с вопросом "Что-с?"
В сцене, где впервые встречаются Павел Петрович Кирсанов и Базаров - герои, чьи споры играют главную роль в раскрытии противоречий эпох - мы сразу отмечаем разность между разночинцем Базаровым и аристократами. Базарова совершенно не волнует его внешний вид: в отличие от Аркадия, он не идет в комнату "почиститься", о своих вещах пренебрежительно говорит "чемоданишко", "одежонка". Вошедший позже Павел Петрович противопоставлен выходцу из народа. Тщательно подобранный туалет (английский сьют, низенький "галстух", лаковые полусапожки), ухоженная внешность (блеск волос, длинные розовые ногти, "необыкновенно правильное и чистое лицо) и проявленное к гостю неуважение (Паве Петрович не подал руки Базарову) не только подчеркивают дворянское происхождение героя, но и говорят о его высокомерии. Несмотря на то, что герои не обменялись ни словом, автор отчетливо дал нам понять, что конфликт между ними неизбежен.