Можно предложить озаглавить каждую из прочитанных частей, желательно цитатами из текста. Например:
1. «Черт украл месяц» .
2. «Два кума отправились в дорогу» .
3. «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка» .
Учащиеся продолжат озаглавливать прочитанные части, самостоятельно знакомясь с произведением, чтобы по завершении работы был составлен план всей повести.
Составление цитатного плана повести «Ночь перед Рождеством» можно предварить небольшим вступлением о том, что такое цитата (от лат. citatum — приводить) и чем отличается цитатный план от обычного плана художественного текста.
Ночь перед Рождеством (fb2) | Либрусек
Николай Васильевич Гоголь НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ. Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить..
Том Сойєр — підліток з маленького провінційного містечка Санкт-Петербург на Міссісіпі, енергійний, дотепний, підприємливий хлопчик дванадцятирічного віку, сирота якого виховує тітка Поллі. Тітка Поллі — загалом то, добра, але при цьому строга і манірна жінка, яка вважає, що її християнський обов’язок — карати дитину для його ж блага: «… Бо сказано в Писанні, що хто жаліє різок — той псує дитину». Крім Тома, тітка Поллі виховує зведеного брата Тома Сідда, паїньку і ябедника, і кузину Тома Мері, добру і терплячу дівчину. Том і Сідд відчувають взаємну неприязнь через відмінності в характерах і поглядах на життя та його правила, внаслідок яких Сідд любить накапати тітці на Тома. У романі описуються різноманітні
Образ и характеристика Дины в рассказе "Кавказский пленник" Толстого Девочка Дина - это дочь "черного" татарина. Этот татарин держит у себя в плену офицера Жилина (главного героя): "...Черный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого то: «Дина!».." Возраст Дины - около 13 лет: "...лет тринадцати..." О внешности Дины известно следующее: "...Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто , все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный..." "...Глазенки так и блестят, как звездочки..." "...над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся..." "...Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, ничего силы нет..." "...побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте, слышно – монисты в косе по спине побрякивают..." Пленный офицер Жилин мастерит кукол для Дины. Дина с удовольствием играет с этими куклами. Так Дина и Жилин становятся друзьями: "...Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот!.." "...Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им <...> Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по своему прибаюкивает..." Дина чувствует жалость к пленному Жилину. Она носит ему еду в тайне от всех: "...И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить <...> лепешки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, – так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит..." "...Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались. Поглядел кверху, а там Дина..." "...Вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему..." Однажды Дина узнает, что Жилина хотят убить. Она предупреждает Жилина об этом: "...Иван, тебя убить хотят <...> Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко..." Жилин просит Дину помочь ему выбраться из ямы. Он просит ее принести палку: "...А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси <...> Дина, пожалуйста! Динушка, принеси!.." Дина помогает Жилину сбежать из плена, когда дома почти никого нет: "...Уехали все, только двое дома..." "...глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил; шест здоровый..." Дина помогает Жилину отцепить камень, прикрепленный к его ноге. У Дины не получается помочь и она плачет из-за этого: "...Бросила камень, заплакала..." Дина - добрая, умная и смелая девочка. Она помогает Жилину несмотря на то, что отец может ее наказать за это: "...Стал уже Жилин дремать, думает: «Побоится девка».." "...Спасибо, – говорит, – умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? – И погладил ее по голове..." Жилин очень благодарен Дине за ее помощь. На прощание он говорит Дине, что будет помнить ее всю жизнь: "...Прощай, – говорит, – Динушка. Век тебя помнить буду..." Расставаясь с Жилиным, Дина плачет. Вероятно, ей жалко терять такого доброго друга. Кроме того, она, вероятно, боится, что Жилина поймают и накажут за побег: "...Как заплачет Дина, закрылась руками..."
Я прочитал очень трогательный рассказ А.Платонова «Юшка.
Он был маленького роста и необычайно худой. На «сморщенном лице его, вместо
усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были
белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Эта
деталь очень важна для автора. Я думаю, что этим он подчеркивает, что душа его
была ранима, он отличался необыкновенной чувствительностью.
<span> Как же жил этот
человек? Ранним утром Юшка уже был в
кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого
вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду.
И хотя герой получал небольшое жалованье,
но многие годы носил одну и ту же одежду. Его жалкий вид вызывал раздражение как у детей, так и у
взрослых, которые часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь
такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых
валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик
не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести
Юшку из себя.</span><span> Юшка никогда
не отвечал злостью на злость, он даже
видел в этих издевательствах странную и
непонятную форму любви к себе. Взрослые ничем не отличались от детей. От
кротости и безответности Юшки мужики приходили в бешенство и ожесточенно избивали его.Как видим, окружающие обижали
его, а он платил им за это кротостью и любовью. Люди не могли понять этого, но
где-то чувствовали, что эта любовь возвышает его над ними, поэтому ненавидели
и били еще сильнее. Никто никогда не понимал, о какой любви говорит этот блаженный: «Чего вы, родные мои, чего вы,
маленькие?.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..»Кроме
того, он любил все живое на земле и восхищался этим. Только оказавшись наедине
с природой, он мог выразить весь свой восторг и любовь. Можно сделать вывод,
что этот человек обладал редким даром любви ко всему живому, он и жил для
этого.</span><span> Но особенно
любил он Дашу, которая осталась сиротой,
но Юшка вырастил ее, выучил в Москве,
отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом
экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от
чахотки, болезни, которая мучила его долгое время, но было уже поздно. Единственный раз Юшка посмел возразить, за
что и поплатился жизнью. Всего один раз он показал себя живым человеком ,
утверждающим свое право на жизнь: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить
родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты,
без меня тоже, значит, нельзя!..» Это было тогда, когда вечером к Юшке
прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь.
Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом, и он умер.
На похороны доброго старика пришли все:
дети, взрослые — все, кто «мучил его при жизни». «Прощай, Юшка, и нас всех
прости!» — сказал столяр на погребении. Юшку похоронили. Ушел человек, на
котором все вымещали зло, и теперь люди стали это делать друг на друге.
Неслучайно автор замечает: «Однако без Юшки жить людям стало хуже, потому что
теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними,
потому что не было Юшки, который терпел
всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». И только
после смерти люди поняли, каким человеком был этот казавшийся им таким жалким
старик, только после его смерти убедились, что Юшка все-таки был прав, что
действительно нужен людям.</span><span> Писатель
сожалеет, что в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека,
сердце их оказалось черствым и слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком,
которому нет места на земле, а понять, что этот старик прожил жизнь не зря, они
смогли, лишь узнав о его воспитаннице
Немногие способны на такой
благородный бескорыстный поступок.
А.Платонов показал в рассказе
значимость любви и добра между людьми, которые способны переносить
невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, кажется, невозможно.
Писатель заставляет понять, что такие люди могут преобразить мир, и Юшка в этом
рассказе предстает перед нами человеком, обладающим глубокими чувствами.
Рассказав эту грустную историю, писатель призывает нас не черстветь, не
ожесточаться душой, он хочет, чтобы наше
сердце «видело» важность каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право
на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря. Рассказ А. П. Платонова
учит состраданию и милосердию. Нельзя окружающих людей оставлять в беде, нельзя
обижать беззащитных, тех, кто слабее. Добрые дела обычно возвращаются
сторицей. Добро и любовь, питавшие его сердце, остались людям, ведь все
нуждаются в нем, хотя не всегда в этом признаются.</span><span> </span>
Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из
далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают
специфику жизни – образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и
традиции. Но есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена,
независимо от их национальности, условий жизни, социального положения.
Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские
вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и
человек, в чем смысл жизни, какие ценности стоят превыше всего, что есть
Бог… Эти вопросы отражаются, в том числе, и в литературе и носят
название «вечных мотивов».Одним из общепризнанных гениев мировой литературы, раскрывших
глубины человеческой души, является англичанин У. Шекспир, живший в 16
веке. Его пьесы - глубоко философские произведения, затрагивающие важные
вопросы бытия. Так, трагедия Шекспира «Гамлет» рисует вечный конфликт,
противоборство человека и окружающего мира.Герою трагедии, молодому принцу Гамлету, открывается страшное:
он узнает, что его отца, в борьбе за престол, отравил родной брат. В
этом преступлении участвовала и мать Гамлета – королева Гертруда.Юный герой находится в ужасе и полной растерянности. Он
разочаровывается во всем мире и всех людях – чего можно ожидать от них,
если самые близкие оказались коварными и циничными предателями?
Таким образом, Гамлет оказывается один на один с несправедливым
миром, а вернее, со своими иллюзиями относительно этого мира. Он
начинает сомневаться в ценности и целесообразности жизни вообще – если
зло так сильно и непреодолимо, есть ли смысл жить?
Герой другого классика мировой литературы – И.В. Гете- ученый
Фауст – тоже стремился познать сущность жизни и смерти, а также узнать
все тайны Вселенной. В чем смысл человеческой жизни? Каково
предназначение красоты и что есть красота? Что такое творчество и
вдохновение? Что есть любовь? Где кончается добро и начинается зло? Что
есть человеческая душа и есть ли какая-то ценность дороже ее?
Все эти вопросы возникают перед Фаустом в процессе его
изысканий. Герой на себе испытывает все: опускается на самое дно,
общаясь с дьяволом, и поднимается на самые вершины, испытывая любовь к
Маргарите. В процессе своего жизненного пути он делает много ошибок, но в
итоге приходит к осознанию смысла своей жизни – творческого труда на
благо людей.Любовь способны испытывать все люди, независимо от возраста и
социального положения, она имеет разные воплощения и обличья (любовь
Кормилицы к Джульетте, родителей к своим детям, любовь мужчины и
женщины, любовь друзей, любовь герцога к своему народу, любовь
священника к своей пастве, наконец, любовь Бога к людям). Более того,
это чувство жизненно необходимо каждому, ибо на нем зиждется весь мир.Шекспир, в духе традиций Возрождения, говорит о том, что
прекрасны все проявления любви, и духовные и телесные. Отрицая какую-то
из этих составляющих, люди сознательно обедняют себя.
На примере чувства Ромео и Джульетты мы понимаем, что любовь -
мощнейшая сила, способная примирить непримиримых врагов (семейства
Монтекки и Капулетти) и преодолеть любые козни, даже саму смерть.
Другой классик мировой литературы – француз Ж.Б. Мольер (18 век)
- в своей комедии «Тартюф» глубоко раскрыл еще одну «вечную» тему –
тему Лицемерия и ее разрушительной силы.
Писатель показывает, что ложь – неотъемлемая часть человеческой
натуры и человеческого общества. Но если существует невинная ложь или
ложь во благо (уловки Эльмиры, речи Дорины), то существует и разрушающая
ложь, калечащая судьбы, покушающаяся на самое святое. Носителем именно
такой лжи и других ее проявлений (лицемерия, ханжества) является в
комедии святоша Тартюф.
Этот человек, искусно обманывая и лицемеря, добивается своих,
сугубо корыстных, целей – заполучить богатство Оргона, развлечься с его
женой Эльмирой и так далее. Для Тартюфа нет ничего святого или
неприкосновенного – он готов клеветать, унижать, разрушать все на своем
пути, безжалостно и методично. Таким образом, этот герой является
воплощением абсолютного Зла. Но персонажи Мольера, в отличие от
шекспировского Гамлета, побеждают Тартюфа, а значит, пусть и временно,
побеждают само Зло. В этом им помогает, конечно же, Добро, которое
трактуется драматургом в духе эпохи Просвещения – в лице государства и
просвещенного монарха.
Таким образом, вечные мотивы в мировой литературе помогают
освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими
философскими проблемами. Человеку всегда важно было понять, кто он, где
находится и куда идет. Мировая классика отвечает на эти вопросы, помогаю
читателю найти свое место в жизни, понять и усвоить непреходящие
ценности, расставить свои приоритеты.
<span />