Стихотворение «Железная дорога» (иногда исследователи называют произведение поэмой) было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Речь в нем идет о строительстве в 1846–1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Этой работой руководил управляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель. Люди работали в тяжелейших условиях: тысячи умирали от голода и болезней, у них не было необходимой одежды, за малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Работая над произведением, Некрасов изучал очерково-публицистические материалы: статью Н.А. Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи» (1860) и статью В.А. Слепцова «Владимирка и Клязьма» (1861). Впервые стихотворение было опубликовано в 1865 году в журнале «Современник». Оно имело подзаголовок: «Посвящается детям». Публикация эта вызвала недовольство официальных кругов, после чего последовало второе предостережение о закрытии журналу «Современник». Цензор нашел в этом стихотворении «страшную клевету, которую нельзя читать без содрогания». Направление журнала цензура определяла так: «Оппозиция правительству, крайность политических и нравственных мнений, демократические стремления, наконец, религиозные отрицания и материализм»[137 - Зарчанинов А.А., Райхин Д.Я. Русская литература. Учебник для средней школы. М., 1964., с. 15–19.].
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Жанрово-композиционная структура его сложна. Построено оно в форме разговора пассажиров, условным попутчиком которых является сам автор. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Некоторые исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады.
«Железная дорога» открывается эпиграфом – разговором Вани с отцом о том, кто строил железную дорогу, по которой они едут. На вопрос мальчика генерал отвечает: «Граф Клейнмихель». Затем в действие вступает автор, который вначале выступает как пассажир-наблюдатель. И в первой части мы видим картины России, прекрасный осенний пейзаж:
Эти зарисовки выполняют в сюжете произведения функцию экспозиции. Лирический герой Некрасова восхищается красотой скромной русской природы, где все так хорошо: и «морозные ночи», и «ясные, тихие дни», и «моховые болота», и «пни». И как будто мимоходом он замечает: «Нет безобразья в природе!». Тем самым подготавливаются антитезы, на основе которых построено все стихотворение. Так, прекрасной природе, где все разумно и гармонично, противопоставляет автор те безобразия, которые творятся в человеческом обществе.
И это противопоставление мы имеем уже во второй части, в речи лирического героя, обращенной к Ване:
Оппонируя генералу, он открывает мальчику правду о строительстве железной дороги. Здесь мы видим завязку и развитие действия. Лирический герой говорит о том, что многие рабочие были обречены на смерть на этом строительстве. Далее мы видим фантастическую картину
Далее картина еще более конкретизируется и нагнетаются мрачные, ужасающие впечатления: мы видим детализированный портрет одного из персонажей:
Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. В призыве, обращенном к Ване, он раскрывает свое отношение к народу. Огромное уважение к труженикам, «братьям», к их подвигу звучит в следующих строках:
И заканчивается вторая часть на оптимистической ноте: лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее:
Эти строчки являются кульминационными в развитии лирического сюжета. Образ дороги здесь приобретает метафорический смысл: это особый путь русского народа, особый путь России.
Третья часть стихотворения противопоставлена второй. Здесь отец Вани, генерал, высказывает свои взгляды. По его мнению, русский народ – «варвары», «дикое скопище пьяниц». В отличие от лирического героя, он настроен скептически. Антитеза присутствует и в содержании самой третьей части. Здесь мы встречаем реминисценцию из Пушкина: «Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка?». Генерал здесь перефразирует пушкинские строки из стихотворения «Поэт и толпа»:
Четвертая часть представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка в развитии темы. С горькой иронией, сатирически лирический герой рисует здесь картину окончания трудов. Рабочие ничего не получают, потому что каждый «подрядчику должен остался». И когда тот прощает им недоимку, то это вызывает бурное ликование в народе:
Рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм» произвел на меня сильное впечатление. От первой до последней строки находишься в напряжении. Затаив дыхание, следишь за судьбой героев.
О чем этот рассказ? Я думаю, о преодолении напряжения в отношениях между отцом и сыном, преодолении своих собственных слабостей, неуверенности в себе, преодолении нечеловеческих перегрузок, которые выпали на долю десятилетнего мальчика...
Герои рассказа — Бен и Дэви — даже не предполагали, какие испытания ждут их в Акульей бухте! То, что произошло сними там, изменило многое в их отношениях.
В начале рассказа мы видим, что между отцом и сыном нет понимания. Такое, к сожалению, бывает. Но почему Бен так суров? Ответ мы находим в тексте.
Он военный летчик, посвятивший двадцать лет любимой, но чрезвычайно опасной профессии. Обстоятельства складываются так, что Бен остается без работы. Теперь он вынужден искать возможность заработать, ведь у него семья. В поисках денег он должен много путешествовать, подолгу не видеть жену и сына. Привыкший к постоянному риску, он соглашается на опасные подводные съемки, так как за это обещали хорошо заплатить. Если бы Бен поделился своими проблемами с сыном, может быть, не было бы такого отчуждения в их отношениях?! Но Дэви не понимает, почему отец так резок с ним. Ему кажется, что он его не любит. Дэви чувствует себя неуютно рядом с отцом. Он испуган и напряжен. В бухте это напряжение растет. Теперь он испытывает страх за отца, за себя... Его чувствительность помогает лучше понять ситуацию, первым почувствовать опасность. Как мы уже знаем, Дэви беспокоился не зря...
Несчастный случай заставил Бена изменить свое отношение к сыну. Его беспокоит то, что мальчик может остаться один и его вряд ли найдут. Превозмогая боль, он пытается выглядеть в глазах сына спокойным и рассудительным. Он боится испугать Дэви, поэтому не говорит сразу о своем плане спасения. Он видит, как тяжело сейчас сыну, находит теперь те слова, которые Дэви хотел услышать от него давно, и благодарен ему за это. Дэви понимает, что отец беспокоится о нем. Автор показывает, как Дэви преодолевает собственную слабость, понимая, что рисковать стоит для спасения человека...
В жизни каждого из нас наступают решающие минуты и остаются последние дюймы. Автор учит нас, что, «преодолевая этот последний дюйм», мы должны помнить о тех, кто находится рядом с нами.
«Последний дюйм» помог мне по-новому взглянуть на многие проблемы, казавшиеся мне сложными, помог разобраться в своих непростых отношениях с родителями. Мне кажется, что я преодолел свой «последний дюйм». Спасибо за это Бену, Дэви и замечательному писателю Джеймсу Олдриджу.
<span>
</span>
Ответ:
Объяснение:
Автор рассказывает, как он нашёл берестяную трубочку. Разглядывая ее , нашел много интересного в обычном куске бересты.
Мне понравилось, с какой любовью и нежностью автор рассказывает нам об окружающей природе. Как много здесь неизведанного и удивительного.