<span>Жила-была крестьянка и был у нее сын Семен. Жили бедно: и одежонка латаная, и есть бывало нечего.
Получал Семен в городе пенсию за отца — копейку в месяц.
Однажды идет Семен с этой копейкой и видит: один человек собрался удавить щеночка — маленького, беленького.
Пожалел парень собачку и выкупил ее. Мать бранится, дескать, коровы в доме нет, а он собак покупает!
— Ничего, мама,— отвечает ей сын,— и щенок скотина, не мычит, так брешет.
Через месяц Семен получил две копейки — прибавка вышла.
Глядь, на дороге тот же человек кошку мучает. Выкупил он кошку за две койейки. Мать пуще прежнего бранилась.
В третий раз получил Семен три копейки — опять прибавка вышла. За эти три копейки выкупил он у того же мужика змею, которую тот собирался удавить. Змея говорит:
— Не жалей, Семен, что последние деньги на меня потратил. Я не простая змея, а я змея Скарапея. Без тебя пришла бы мне смерть, а за спасение мой отец тебя отблагодарит.
Мать при виде змеи даже браниться не стала — испугалась и залезла на печку.
Невзлюбила мать Скарапею. То есть ей не даст и воды не поставит, то на хвост наступит.
Тогда змея попросила Семена проводить ее в змеиное царство к отцу своему — змеиному царю. Велела золота в награду не брать, а попросить кольцо с его руки. На том кольце змеиная головка выдавлена и два зеленых камня, как глаза, горят.
Змеиный царь задумался... Однако отдал Семену кольцо и сказал шепотом на ухо, как надо действовать, чтобы вызвать волшебную силу.
Пришел Семен домой, ночью переменил змеиное кольцо с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним двенадцать молодцев.
— Здравствуй, новый хозяин! — говорят.— Чего тебе надобно?
— А насыпать, братцы, муки амбар, да сахару, да масла немного.
Проснулся Семен наутро, видит — мать корки сухие размачивает...
А Семен ей:
— Поставила бы тесто и пирогов бы напекла.</span> <span>— Очнись, сынок! У нас второе лето муки и горсти нету.
Семен настоял, пошла мать к амбару, распахнула дверь — и головой в муку так и упала.
«С тех пор они стали жить сытно. Половину муки Семен продал и купил на все деньги говядины, так у них и кошка с собакой каждый день котлеты ели, шерсть у них лосниться стала».
Однажды увидел Семен во сне прекрасную девицу, оказалось, что это царская дочь. Послал Семен мамашу царскую дочь сватать. А молодцам велел хоромы ему построить, и чтоб для мамани отдельные покои были и перина пуховая.
«Приходит она в царскую избу, в столовую горницу. Царь с царицей в тот час чай пили и на блюдца дули, а молодая царевна в своей девичьей горенке приданое перебирала в сундуках».
Царь с царицей и царевной от мужицкого сына нос воротят, а мамаша настаивает.</span>
«Мучительный сонет» входит в мини-цикл «Трилистник призрачный» вместе с произведениями «Nox vitae» и «Квадратные окошки». Ключевой мотив стихотворения — мотив двоемирия, то есть несоответствия мира реального и мира, предстающего перед лирическим героем в его мечтах. Внимание к разработке этой темы сближает Анненского с писателями-романтиками. В «Мучительном сонете» поначалу неясно описываемое время года. В первых строках речь идет о пчелином гудении, комарах, что присуще лету. Во втором катрене упоминается «талый снег под желтизной огня» — возможный признак ранней весны. Противоречие? Отнюдь. Начало стихотворения — реальность, в которой существует лирический герой. Затем следует описание желаемого мира. Получается, Анненский переносит читателей из реальности в подсознание лирического героя. И здесь возникает конфликт. «Тревожная пустота оконченного дня», сердце, пережившее обманы, — не то, что хочется видеть и чувствовать. В своих мечтах лирический герой представляет любимую женщину рядом, уютный дом. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, сильнее всего его мучает неспособность реализоваться в контексте общечеловеческих ценностей (любовь, творчество). Об этом метафорически говорится в двух последних строках: О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, <span>Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!</span>