"Шинель" - одно из главных произведений в русской литературе потому, что оно показывает такой тип человека, как "маленький человек", который совершенно отличен от других и никому не нужен, без него прекрасно могут обойтись.
Как-то ложится спать один мальчик. Засыпает. Тут вдруг чувствует - его кто-то дергает за ногу. Мальчик вскочил, смотрит - в комнате никого нет кроме него. Он зажег свет, стал шарить по всем углам. Нигде никого нет. Мальчик решил, что ему показалось. Лег снова в кровать, спокойно проспал до утра.
Но следующим вечером история повторилась. Опять мальчику показалось, что его кто-то дергает за ногу. Он опять включил свет, опять пошарил по всем углам, но никого не нашел. Тогда мальчик пожаловался родителям. Те ему поверили, потому что он никогда еще не врал родителям. Они сказали сыну, что следующим вечером будут стоять за дверью, когда мальчик ляжет спать. Как только опять кто-то станет дергать его за ногу, он должен будет закричать. Тогда родители забегут в комнату и во всем разберутся.
Так и поступили. Когда следующим вечером мальчик почувствовал прикосновение к своей ноге, то громко закричал. В комнату, громыхая дверью, ворвались родители с фонариком. Они увидели, что в ногах мальчика сидит маленький домовой. Домовой так испугался, что дернул очень сильно мальчика за ногу и оторвал ее. Потом шмыгнул куда-то под кровать. Больше его не видели.
(1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упремся в тупик.
(З)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению — ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.
(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (Ю)Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.
(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.
(14) Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.
(15) 3ависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.
(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.