Базаров, главный герой романа, — нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он всё: общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство и любовь. Предметом его “поклонений” является практическая польза.
Его философия бытия берёт своё начало из подобного отношения к жизни и заключается в полном отрицании всех устоев общества, всех верований, идеалов и норм человеческой жизни. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип”, — говорит в романе Аркадий, очевидно, словами своего учителя (Базарова) . Но отрицать всё — тоже принцип.
В споре с Павлом Петровичем ещё более ярко выражены взгляды Базарова. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы сохранить старый порядок в России. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. “В России нет ни одного гражданского постановления, которое не заслуживало бы критики”, — считает он. Однако Базаров никак не показан в общественной деятельности, и мы не знаем, есть ли у него реальные планы проведения своих взглядов в жизнь.
Когда спор затрагивает вопрос об отношении к народу, Павел Петрович говорит, что русский народ “патриархален”, “свято чтит предания” и “не может жить без веры” и что поэтому нигилисты не выражают его потребностей и совершенно ему чужды. Базаров соглашается с утверждением о патриархальности, но для него это лишь свидетельство отсталости народа (“Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает”), его несостоятельности как общественной силы (“...самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”). Базаров считает себя ближе к народу, чем Павел Кирсанов: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника”, хотя это не мешает ему презирать народ, “коли он заслуживает презрения”.
Базаров не признаёт духовного начала ни в природе (“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), ни в человеке. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.. . Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.
После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью.
Когда друзья приезжают в город, они сталкиваются с Кукшиной и Ситниковым, которые явно предстают как карикатуры на Базарова, на нигилистов. Базаров относится к ним иронично, но тем не менее вынужден их терпеть, чтобы не лишиться сторонников. Становится ясно, что нигилист Базаров одинок на общественном поприще, хотя сам утверждал: “Нас не так мало, как вы думаете”.
Далее в романе идёт самое, на мой взгляд, важное испытание героя: Базаров внезапно оказывается под властью “природной стихии”, которая зовётся любовью. Нигилист утверждает, что романтизм — это вздор, чепуха, а сам испытывается чувством любви и оказывается бессильным перед этим чувством. Тургенев убеждён, что нигилизм обречён на гибель хотя бы потому, что бессилен перед природой чувств человека. Жизнь оказывается намного сложнее базаровских построений. Он видит, что его чувства не исчерпываются “физиологией”, и со злостью находит в себе тот самый “романтизм”, который он так осмеивал в других, называя “дурью” и слабостью.
<span> “Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов сразу и целиком. Сразу и целиком — это значит нигде и никогда” (Ю. Манн) .</span>
Стихотворение «Во глубине сибирских руд» А.С.Пушкина увидело свет в 1827 году. Этот поэтической труд высокого гражданского мужества человека, поэта.«Во глубине сибирских руд» — искреннее, горячее послание Пушкина отбывающим ссылку декабристам. В нём автор выразил надежду на скорую амнистию декабристам, которая реально имела место лишь в 1855 году.<span>Стихотворение появилось на волне энтузиазма, который был вызван решительным поступком-подвигом немалой части жён декабристов. Они пренебрегли всем — положением в свете, богатством, знатностью, и отправились вслед за своими мужьями в ссылку.</span>
Взрослые забывают, что только сердце способно разглядеть самое главное. Они проводят жизнь в накоплении материальных ценностей, забывая о простых духовных истинах. Дети, взрослея, превращаются в суетливых взрослых, забывающих о настоящих ценностях.
Забота о ближних, искреннось, бескорыстная дружба, любовь к природе и радость за каждый прожитый день - вот те жизненные и нравственные ценности, к которым призывает Сент-Экзюпери в этом произведении.
Необходимо обратить внимание, что среди знакомых на всей земле, у Маленького принца были лишь змея, Лис и летчик. Основную массу взрослых людей Маленький принц считал "заблудшими овцами", а планета Земля произвела на него удручающее впечатление.
Да и на других планетах, на которых успел побывать Маленький принц, ситуация была не многим лучше, чем на Земле. Лишь на той планте, где жил Фонарщик, Маленький принц пожелал бы остаться, но не смог этого сделать из-за банальной нехватки места.
Маленькому принцу не хватало друзей-единомышленников, которые разделяли бы его взгляды, тех с кем ему было бы комфортно.
Маленький принц и сам был не лишен недостатков, оставив любимый цветок на своей родной планете. Во время своего путешествия от постоянно думал об этом и мечтал скорее вернуться.
Сам Тарас погиб трагично, но славно. Из за чего он умер?. . а из-за того, что не оставил полякам даже люльки, верной спутницы казака во всех его походах, на морях и дома. И его, уже старого схватили, пользуясь его беспомощностью…
Но в тот же миг, когда погибает Тарас, умирает и брат прекрасной панночки, сорвавшись с обрыва… природа тоже реагирует на события… взамен Бульбы – поляк…
Тарас погибает на костре, разведённом под деревом, на котором его распяли. И в этом тоже есть схожесть с христианской религией. Желая унизить Тараса, ляхи, сами не желая того, делают ему добро – ведь своим поступкам они практически возводят казака в святые. Он ведь, как и все его соплеменники, погибает за ту же веру, за ту же дружбу, за тот же самый мир на земле…
Он умер, не чувствуя боли. Он умер, успев сказать последнее слово своим казакам. Он почти счастлив – проклятые поляки не схватили их, так и не удастся захватить им Русь…
Он умер в пламени… пламя – символ страсти, символ жизни, движения, порывов – за вечное спокойствие другого мира… он почти что проходит очищение огнём перед отходом в мир иной, в вечные сады Бога…
<span>И необычайно спокойная картина после его смерти – это символ того, что душа храброго атамана успокоилась</span>
Пусть и сложен язык у повести, однако настолько он яркий, красивый, живой, что с первых строк привлекает наше внимание. А сколько забавных слов и выражений! Недаром у Гоголя был свой словарь. А какие смешные фамилии мы узнаем! Чего стоит только язык главного героя деда. Да и сам он - личность незаурядная. Такой веселый дед, который любит танцевать, не оставит никого равнодушным. Одно плохо - жадность. Это нехорошее качество может погубить любого человека. И согласитесь, дед еще легко отделался.
Есть в повести много смешного, но есть и страшное. Жуткое заколдованное место кого угодно напугает. Удивительно, что жадность может побороть любой страх.