Утворення Кримського ханату та його відносини з Україною<span>Мета: охарактеризувати процес утворення Кримського ханства, показати наслідки татарських походів на українські землі; продовжувати вдосконалення вмінь працювати з картою, аналізувати; сприяти формуванню навичок самостійної роботи та розвитку критичного мислення учнів.</span><span>Очікувані результати: учні зможуть: показувати на карті Крим і Північне Причорномор’я; характеризувати утворення Кримського ханату, визначати наслідки визнання ним залежності від Османської імперії; аналізувати суспільний устрій ханату; визначати наслідки утворення Кримського ханату для українських земель.</span><span>Тип уроку: комбінований.</span><span>Обладнання: підручник, атлас, тексти джерел, ілюстрація (гравюра «Татари ведуть ясир»).</span><span>Поняття: улус, ханат, яничари, ясир, беї.</span><span>Персоналії: Гаджі-Гірей, Менглі-Гірей.</span><span>Дати:<span> 1428—1430 рр. — утворення Кримського улусу (від 1502 р. — Кримський ханат), 1478 р. — визнання Менглі-Гіреєм васальної залежності від Туреччини, 1482 р. — розгром кримськими татарами Києва.</span></span>
<span>Во всем мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не
ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями, кроме
выше названных, были: пчеловодство, садоводство, маслоделие,
виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело,
производство тары из бересты, кузнечное дело.Они верили в Бога</span>
Решает внутренние и внешние проблемы страны.
Малую Азию, Сирию и Египет, Персию, Среднюю Азию, <span>часть Индии!</span>
Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство. Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н. э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водопользования привело к интеграции соседних кочевых племен, а усложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структур власти.
Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты) , саки - рауки (тиграхауда) , исседоны и аримаспы.
Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.
Хозяйство и культура саков.
Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. При раскопках погребений воинов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. Помимо породистых, разводились и обыкновенные лошади: небольшого роста с короткими ногами, но очень выносливые.
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.
Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казахстана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологические материалы.