Семья Мироновых приняла Гринева радушно и гостеприимно. Как говорится в тексте, "как бы век была знакома". Они окружили его заботой и лаской.
Побег Мцыри был трагически обречен. Оказывается, все три дня он блуждал в окрестностях монастыря. Родина осталась по-прежнему недостижимой. Путь героя оказался замкнутым по кругу. В «Мцыри» заметно влияние грузинского фольклора. Эпизод борьбы с барсом основан на мотивах грузинской народной песни, отразившейся также в бессмертной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» . Лермонтову в соответствии с его замыслом очень важно было показать, что физически слабый юноша оказывается победителем в схватке благодаря могуществу его духа, неудержимому стремлению к свободе. Однако победить судьбу ему не удалось.
Поэма в основной своей части представляет монолог Мцыри — его исповедь, что является одной из характерных особенностей романтической поэмы. Форма исповеди (она была использована и в «Демоне» ) давала возможность глубоко и правдиво раскрыть внутренний мир героя. Показательно, что в исповеди Мцыри вместо традиционного покаяния, раскаяния в грехах звучат смелый вызов и утверждение внутренней правоты человека, готового за несколько минут вольной и свободной жизни променять «рай и вечность» . Эмоциональный тон исповеди Мцыри находит выражение не только в экспрессивной лексике и синтаксической усложненности его рассказа, но и в характере рифм поэмы: Лермонтов использовал только мужские рифмы. Белинский специально подчеркивал своеобразие ритма стиха: он «отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразие падения его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» .
В своих поэмах Лермонтов поднимал большие проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной ему жизни, когда так важно было
* «Узнать, для воли иль тюрьмы
* На этот свет родились мы» .
Несомненное общественно-политическое и литературное значение имело раскрытие кризиса индивидуалистического сознания героя-одиночки, поиски новых, положительных начал в русской жизни, связанных с народным сознанием. Глубокое постижение трагических исканий героев своего времени, противоречий в их мироощущении и внутреннем мире помогло Лермонтову в создании психологической прозы.
Брань - война, битва
булава - короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившие в старину оружием, а у казаков символом власти.
витязь - отважный, доблестный воин
гридница - помещение при княжеском дворце для пребывания стражи, а также для приёма гостей
дол - долина
княжна - незамужняя дочь князя
ланиты - щеки
наперсник - любимец, доверенное лицо
отрада - радость
почить - успокоиться, уснуть; умереть
десница - правая рука; рука
сеча - битва, сражение
чертог - дворец, великолепное помещение
перст - палец руки
«В жизни каждый день мы совершаем поступки. Иногда хорошие, иногда не очень. А бывают такие, о которых можно сожалеть всю жизнь. Их хочется забыть, но память возвращает к ним снова и снова. Наши поступки могут согревать других людей, а могут оставлять раны в их душе или иметь такие последствия, которые коснутся многих».
Северная страна – родина принцессы. Люди, жившие тут, «любили и ценили всякую жизнь»? Принцесса Изольда впоследствии нарушит нравственный закон своей родины – закон любви ко всему живому. Подобное начало сказки усиливает смысл последующего её содержания.
Старый король, отец Излольды говорил ей, что «настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье». Таким образом, впоследствии Изольда нарушит и завет отца.Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые и корыстолюбивые герои. А Телешов отступает от обычного сказочного шаблона. Преступление совершает прекрасная принцесса.
Принцесса прекрасна и добра, она всегда помогала больным и несчастным. Она очень любила отца, любила свою родину, недаром её свадебный наряд должен был напоминать краски родной земли « В день моей свадьбы, - весело подумала она, - я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье –как снег, серый плащ – как море, и на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»
Очевидно, автор хотел сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить преступную оплошность, если не будет задумываться над последствиями своих поступков.
В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором.Жизнь поставила перед Изольдой проблему - или лишиться задуманного убора или получить его ценою жизни живого существа.Изольда испытывает страшные сомнения, сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь, думает о том, как огорчиться отец, если она согласиться. Но в конце концов желание иметь убор пересиливает голос совести, и Изольда, как и многие в таком положении, даже находит себе оправдание: «Мало – помалу убить одну птицу. Хотя и ради прихоти. Стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»
Она уже раскаялась, что поддалась минутному соблазну, она радовалась, что старик не возвращается, а когда он вернулся и она узнала, что цапля убита, руки её, закрывавшие ящик, задрожали.И вот Изольда выходит замуж. Король-отец расточает милости, народ славит доброго короля и молодых, король благословляет принц и принцессу «на добро и пользу народам», а на душе Изольды лежит ощущение стыда и горечи.Живя счастливо в стране своего мужа, Изольда не знает покоя. Она едет на родину навестить отца и, стоя у окна знакомой с детства комнаты, с улыбкой вспоминает свои детские мечты, которые теперь, через столько лет, кажутся ей просто легкомысленными. Но явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают. что прежние терзания Изольды были не случайны.Её прихоть привела к истреблению цапель, потому что птиц убивали. Когда они вили гнёзда, когда кормили своих детей. Ужас охватывает принцессу, когда она слышит слова суровой правды : «нас избивали без жалости, без разбора. Нас избивали в то время, когда мы вили гнёзда, когда кормили мы наших детей. Мы падали мёртвыми и ранеными, истекая кровью, из головы у нас вырывали убор, а наши птенцы умирали от голода…ы не думала об этом принцесса?»
Цапли понимают, что Изольда действовала по неведению, а не по злому умыслу. Именно поэтому они и говорят о ней «с горечью, но без ненависти»
<span>Каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда, прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым.Это сказка об ответственности.</span>
Айвенго можно назвать положительным героем потому, что он выступает против тех людей которые возвышают себя среди других,(гордый собой),своим статусом .Нет не все рыцари являются положительными (один из отрицательных <span>высокомерный Бриан де Буагильбер).Вся симпатия на стороне Айвенго тем, что когда никто не хотел выступить против храмовника неизвестный человек на лошади с девизом:,,Лишённый наследства,, на щите выступает на смертный бой , и в результате побеждает его.Партии на турнире помогает выполнить таинственный Чёрный Рыцарь. Айвенго можно назвать настоящим рыцарем потому, что он ни лишает надежды для других помогая им в трудных ситуациях, не мухлюет честен и верен.</span>