Величайшей памяткойлитературы Киевской Руси есть «Слово о полку Игоревом». Сюжетное содержание «Слова...» - изображение похода князя Игоря Святославовича против половцев 1185 года, который был одним из эпизодов продолжительной борьбы против степных кочевников. Об этом походе рассказывают также и летописи, прибавляя детали, которых недостает в поэме. Но, как настоящее художественное произведение, «Слово о полку Игоревом» отличается тем, что не просто рассказывается о ходе событий похода, а имеет четкое, продуманное построение, которое разрешает неизвестному автору передать главную идею и высказать собственное отношение к фактам. Он обдумывает эту идею еще во вступлении, а позднее откровенно обращается к сильнейшим властителям Русской земли с призывом объединиться.
Оборона Русской земли от половцев была важной задачей ХІ-ХІІ столетий. Но решить его князья не смогли, и не потому, что им недоставало храбрости, а потому, что не было между ними согласованности в действиях. Судьба князя Игоря, центральной фигуры «Слова...», является замечательной иллюстрацией этого утверждения. Князь Игорь в «Слове...» изображенный храбрым и благородным человеком. Для него характерны суровая, спокойная отвага и решительность. Он пренебрегает «знамениями» так же, как любой опасностью вообще. Главные движители его поведения - честь и слава.
Князь Игорь имеет все черты идеализированного, настоящего оборонца родной земли - верность, преданность Родине, стойкость, храбрость, энергичность, мужество и т.п.. Отступить перед опасностью ему казалось позорным. Когда высланные вперед разведчики извещают ему о неблагоприятности положения для русского войска, Игорь говорит: «Если так возвратиться, не бившись, стыд будет нам хуже смерти».
Но вопреки всему его ждет поражение. «Лучше же бы порубленным быть, чем пленным быть» - говорит он, то самое это ему и судилось - из золотого седла он пересел в седло рабское. «А Игоревого храброго полка не воскресить» - с болью сообщает автор.
Это почему же с Игорем случилось такое бедствие?
«Вы мои сыны, Игорь и Всеволод - говорит об этом «золотое слово, со слезами смешанное», Святослав, узнав о горькой судьбе Игоря и его войска. - Рано начали вы Половецкую землю мечами разить, а себе славы искать». Рано - так как половцы были укрощены великим князем киевским Святославом в самый раз перед походом Игоря, а князья без угомона ссорятся между собой. Отправляться в новый поход при таких условиях было очень нерассудительным. «Черная земля под копытами костями была засеяна, а кровью политая и тугой сошел (этот посев) на Русской земле...»
Автор сочувствует Игорю, и правда для него тяжела - рядом с наилучшими чертами постепенно становятся понятными и типичные недостатки этого храброго князя: он весьма неосмотрительный, весьма зажигательный и чрезмерно честолюбивый. Итак, с одной стороны, в роли защитника Игорь почти идеальный, но с другой - совсем нет. Беспрекословно, выдающиеся качества его именно как воина не совпадают с желательными добродетелями полководца, ведь последнему нужны благоразумие и умеренная осторожность. Что перевесит?
В Путивле плачет жена пленного князя, Ярославна. Она призывает ветер, реки и солнце помочь Игорю освободиться из беды. Призывы не остаются незамеченными - Игорь убегает, и нельзя не заметить, с какой радостью относится автор к этому бегству. Бог показывает князю направление бегства, река Донец. «Земли рады, города веселые», когда Игорь прибывает в Киев. Итак его личные качества важнее для автора, чем недостаточная военачальное мастерство, которое может прийти с опытом.
Вера неизвестного автора именно в эти лучшие стороны Игоря целиком оправдывается позднее, как известно, князь не раз отплачивал за свое поражение успешными походами на половцев. Для автора князь Игорь остается воплощением княжеской доблести. Образ Игоря олицетворяет героический дух всего народа, преисполненный патриотизма и чувство воинской чести, а этот дух невозможно уничтожить одним поражением или заметить его через отдельные ошибки.
Изображая Игоря с его доблестями и недостатками, в отношениях с другими князями и в борьбе со вражеским нашествием, автор изображает еще и обобщенный образ Руси, которую надо любить и беречь. Это и старается делать Игорь. Главным замыслом автора было призвать Киевскую Русь к единству, особенно перед угрозой со стороны давних врагов - половцев. Образ главного героя тоже этой цели. Именно в этом высоком патриотизме заключается наибольшая ценность высокохудожественной величайшей памятки древнерусской литературы - «Слова о полку Игоревом».
Характеристику городу Калинову дает Кулигин, один из героев драмы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.. . А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга... » Также Кулигин отмечает, что в городе нет работы для мещан: «Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего», — и мечтает изобрести «перпету мобиль» , чтобы употребить деньги на пользу обществу.
<span>Невежественность обитателей Калинова подчеркивается введением в произведение образа Феклуши, странницы. Она считает город «землей обетованной» : «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставленное им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых» . Но мы-то знаем, что в доме Кабановых задыхается в неволе Катерина, спивается Тихон; Дикой куражится над родным племянником, заставляя его пресмыкаться из-за наследства, по праву принадлежащему Борису и его сестре. Достоверно рассказывает о нравах, царящих в семьях, Кулигин: «Вот, сударь, какой у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота.. . А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!. . И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня да на улице; а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, уму только весело, а остальные — волком воют.. . Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели» .</span>
Все очень просто... Отец испытывает гордость за своего ребенка,за того ,кого он со своей женой родил,воспитал,любил.это же великое счастье любить,а тем более гордиться за своего ребенка)