У главного героя Герасима, была собачка. Как и у каждого пса есть кличка, у него была своя кличка - Муму. Почему Муму? А потому что герой был глухонемым и называть его иначе он не мог, только издавать звук, напоминающее мычание.
Исходя из сюжета, эта собачка меняет жизнь героя. Вот поэтому рассказ назван "Муму"
В честь мальчика Васютки названо таежное озеро, впадающее в Енисей.
Дело было так: тринадцатилетний сын рыбака Васютка, отправившись в тайгу за кедровыми орехами, которые очень любили на досуге рыбаки из артели его отца, заблудился. У мальчишки было ружье, он мечтал подстрелить тетерева и бросился за ним в чащу, забывая делать засечки на стволах. Осознав, что кругом незнакомые места, мальчик влез на самое высокое дерево, но тайга казалось бескрайней. Тогда он понял, что придется ночевать в тайге и стал готовить ночлег. Васютке было страшно, но, помня охотничьи премудрости, он приготовил убитого глухаря, спать лег на теплое засыпанное кострище. Тут и тоска по дому, по родным нахлынула, вспомнилась школа и друзья. Так одиноко ему еще никогда не было. Следующий день вывел мальчика к незнакомому озеру, в котором он заметил белорыбицу. Он знал, что такая рыба указывает на проточность озера и стал искать реку, вытекающую из него. И нашел! Еще одна ночь прошла под раскидистой старой елью - шел дождь. Мальчишка берег взятый из дома хлеб до последнего, питался ягодами и мясом, жалея, что соль не взял. Утром, идя вдоль реки, вышел Васютка к Енисею. Места были незнакомые, он очень далеко ушел от дома. Заприметив на реке катер, мальчик подал сигнал дымом костра, и его заметили. Капитан узнал его, накормил и отвез к месту стоянки артели. Там его уже искали. Мать и дед встретили Васютку, накормили и уложили спать. А потом вернулся из поисков отец, ему то Васютка и рассказал об открытии. Всей артелью пошли по реке до озера. Мальчик вел, указывая дорогу. Озеро действительно оказалось неизвестным и очень богатым рыбой.
Так и появилось на карте в низовьях Енисея Васюткино озеро.
На чужом несчастье счастья не построить.Герои рассказа не смогут быть счастливы,обман и угрызения совести,чувство вины,нравственный груз измены,смерть обманутого мужа-это не счастье,а сплошное несчастье.Мимолётное увлечение,роман с развлечениями-это не любовь,не счастье,которое скрывают от общества,как позор и прячут от людей.Герои рассказа ещё не поняли,что то,что они считали счастьем,уже осталось в прошлом.Обман,поруганная честь,унижения ложью,всё это в прошло,а впереди-осознание гибели мужа,пытавшего отстоять свою честь.
Отношение к рассказу сложное,героиню нельзя оправдать,её измена нелицеприятна,но это не от хорошей жизни,потеря взаимопонимания с мужем приводит к измене.Трагичен конец рассказа,выстрел из двух револьверов,чтоб наверняка.....Всего этого можно было бы избежать,поговорив и честно выяснив отношения.Трагический финал переворачивает смысл рассказа,из истории любви,рассказ превращается в драму,где любит только один и он погибает.Финал предсказуем,но не неизбежен,сложись обстоятельство по другому,трагедия могла бы миновать героев,но автор категоричен,он ставит роковую точку в судьбе обманутого мужа.
Отношение к трагической концовке-это логическое завершение отношений,пронизанных ложью,изменой и обманом.
<span>Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как неотесанный алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте. Писательский дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в Лету.Полюбившийся мне рассказ "Студент" можно отнести к разряду глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев одной цепи, имя которой - история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое воображение и память, воспоминания о прошлом.Рассказ начинается с описания природы. "Хорошая, тихая" погода с наступлением темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного, пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского.Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального, далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности духовные.Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание уделялось церковным традициям: "по случаю страстной пятницы дома ничего не варили", хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная бедность, голод и тоска.Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образо-вавшейся щели вниманию студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.Проповодь Ивана Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта умудренная жизненным опытом женщина - праведница; без таких людей, согласно русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки вышло победителем. Неужели такая же "пустыня кругом, мрак, чувство гнета" - все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого, находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни.Счастье и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду.Иван Великопольский, совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы, становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.<span>
</span></span>