<span>Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как неотесанный алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте. Писательский дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в Лету.Полюбившийся мне рассказ "Студент" можно отнести к разряду глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев одной цепи, имя которой - история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое воображение и память, воспоминания о прошлом.Рассказ начинается с описания природы. "Хорошая, тихая" погода с наступлением темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного, пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского.Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального, далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности духовные.Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание уделялось церковным традициям: "по случаю страстной пятницы дома ничего не варили", хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная бедность, голод и тоска.Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образо-вавшейся щели вниманию студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.Проповодь Ивана Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта умудренная жизненным опытом женщина - праведница; без таких людей, согласно русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки вышло победителем. Неужели такая же "пустыня кругом, мрак, чувство гнета" - все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого, находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни.Счастье и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду.Иван Великопольский, совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы, становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.<span> </span></span>
Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. Чехов сам сочинял весёлые сценки,придумывал забавные прозвища,имена,вовлекал всех в весёлые забавы.
Вечер був тихим і теплим. Зорі були яскраві, а місяця зовсім не було видно. У такі ось миті зовсім не разраховуєшь на якісь несподіванки. Тим паче на неприємні. Думаєш про все одразу і в одночас ні прощо. Зовсім не хотілось навіть подумки повертатись до цих шкільних неприємностей. У школі цього останнього перед канікулами морок тиждня оголосил ярморок. Нічого кращого от детективного розслідування вони придумати не змогли. А, власне, ідея-то гарна. Відчути себе слідчим, позмагатися з реальними людьми. Можливо, вдасться зарекомендувати себе в новому колективі. Не те щоб дуже хотілося, але... Непогано було б розставити крапки над і на прикінці навчального року. Якраз чудова нагода поміркувати. Вбито трьох, директор щник, десятикласники щось задумали. До речі загиблі моглиб поводитись якось тихіше, а не влаштовувати цирк у Їдальни. Так, не відволікаємось. Навіщо вбивати пана N. Більшість делетантів підозрюють А. Я теж на ньго думав спочатку. Наіграна сцена сварки на мойданчику, його зникнення... Але не збігається щось. Що? За сценарною характеристикою він не палка людина, до того ж розумна та раціональна. Що ще? Не надто ємоційна. Так. У спланованому вбистві сенсу немає. Мативу теж. Отже за цими та іншими показниками А скоїв ненавмисне вбивство у стані афетку. Щось не так. Все ж таки не так. Хіба, враховуючи його сценарну характеристику він би втік. Не схоже. Мислемо від зворотнього. А - не вбивця. Що ж сталось тоді. Пригадуємо всі обставини. Сварка була -це факт. І зустріч один на один у кабінеті теж. А останній бачив пана N живим. Можливо він дійсно поранив йонго. Алеж удар повинен був пом"якшити замисник, у який було воткнуто ножа. Якщо той удар і був причиною смерті N, то А обладає не аби якою фізичною силою. Це не так. Висновок: А дійсно поранив N у груди і зник (як і чому - покищо не важливо), але Т все ще був живим. То чому ж він не відгукнувся, коли ми стукали в двер? Чи він відгукнувся? Двері було замкнено з середени. Він хотів відчинити нам.... але ми вибили двері, натиснувши таким чином на рукять ножа. Ні. я кілька разів оглядав кабінет - на дверях жодних слідов. Мала б зостатися вм"ятина. Може це недочот постанови? Декарації підвли. Все ж шкільні масштаби... Хоча. Вбитий пан N вже вийшовши із образу пообідав в їдальні у всі на увазі, але, коли я з Сашою був на кухні, куди, до речи тим чи іньшим чином, відправляли усіх детективів, то бачив неприбрану тарілку з обідом, де була нетронута морква, яку пан N не їсть. На цей факт нашу увагу навмисно акцентуваоли і не раз. Тобдо пан N жив! Але як же усе іньше. Забагато думок на согодні. Завтра буде новий день. Я доведу цю справу до кінця. А зараз... зараз треба побути наодинці з зорями. Ох уж мені ці зорі... N- ім'я вигадати)