Пришвин М.М - непревзойденный мастер короткого жанра, в своих заметках настолько тонко описывающий природу всего в двух-трех предложениях. Небольшие рассказы его это этюды о природе, наблюдения за растениями, животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года.
-Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ты тих, как день ненастный?
<span>Опечалился ль чему? </span>
ГЛАВА 1. «УПРАЗДНЕННЫЙ ТЕАТР»: СОБЫТИЯ 1924-1937 ГГ. И ИХ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РОМАНЕ 21
Шалва Степанович Окуджава и Ашхен Степановна Налбандян 21
На Арбате и в Тифлисе: география детских лет 27
На Урале 45
ГЛАВА 2. СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО Ш.С. ОКУДЖАВА И ОБРАЗ
РОДИТЕЛЕЙ В «УПРАЗДНЕННОМ ТЕАТРЕ» 67
Перед арестом: основа для обвинений 67
Следствие 88
О троцкизме и национал-уклонизме <em>88</em>
О семье Окуджава 92
О связях с Г.Л. Пятаковым и И.Н. Смирновым 100
Обвинительное заключение и реабилитация 1956 года 102
«Упраздненный театр»: документальное и художественное (направления интерпретации) 107
ГЛАВА 3. АРБАТ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ НИЖНЕГО ТАГИЛА:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО МИФА 111
Арест матери 111
Арбатский двор: реальность 117
Арбатский двор: миф 137
ГЛАВА 4. ТБИЛИСИ: СОБЫТИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В МИФ 145
До ухода на фронт: драматический кружок и стихи 1941-1942 годов 145
В армии: опыт «своей» войны и его несоответствие ее каноническому изображению 164
Литературное окружение, литературные образцы и стихи 1944 го да. 189
Проблематика первых публикаций (стихи 1945 года) 207
Университетские годы (1945-1950) 218
4.5.1 Поступление в университет 218
Возвращение Ашхен Степановны и ее второй арест 224
Встреча с Б.Л. Пастернаком и общение с Галактионом Табидзе: проблема признания и поиск образцов 228
«Соломенная лампа»: участники литературного кружка и их арест 238
Галина Васильевна Смольянинова 247
Песни 1940-х годов 252
4.5.7 Учеба в университете 259
ГЛАВА 5. КАЛУГА И ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ: СТИХИ ПЕРИОДА
«ДЕКАНОНИЗАЦИИ» 267
Преподавание в Шамордине и Высокиничах 267
Переезд в Калугу и работа в пятой средней школе 277
Переход в газету «Молодой ленинец»: редакция газеты и литературное объединение 286
Работа в вечерних школах 314
Предотъездное время: возвращение матери и вступление в партию...317
Приезды в Калугу из Москвы 322
Книга «Лирика»: тематика и проблема героя 327
Переезд в Москву. Литобъединение «Магистраль»: отказ от «Лирики» и декларация перехода к новым стихам 355
Центральной идеей «Слова о полку Игореве» - выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю.
В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.
Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом - с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:
Были веки Трояновы,
Миновались лета Ярославовы;
Были битвы Олега,
Олега Святославича.
Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей - Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:
Тот Олег мечом крамолу ковал,
И стрелы он по земле сеял.
Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.
Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц - соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи - огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т. д.
Русская земля в «Слове…» — это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры — Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.
Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:
И поехал по чистому полю.
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
И далее –
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты.
Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома:
Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!
Не мало тебе величия,
Кончаку нелюбия,
Русской земле веселия!»
Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.
Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.
<span> Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве».
</span>