Куприн Александр Иванович
Оно поучительное оно учит меня не быть плохим
Поширити Вподобати
Основна проблематика комедії Мольєра "Міщанин-шляхтич"
Головна проблема, на якій побудовано сюжет "Мішанина-шляхтича", відображає певний історичний етап розвитку буржуазії у Франції. Новоспечені буржуа, які накопичили чимало грошей, зароблених різними шляхами, почувалися рівними дворянам. Саме тому вони намагалися наслідувати дворянським манерам, зовнішньому стилю поведінки, одягу, способу життя.
Саме про одного з таких буржуа — пана Журдена — розповів Мольєр у своїй комедії. Для міщанина Журдена вже саме дворянське ім'я є гарантією найвищих моральних цінностей, тому він беззастережно в усьому покладається на хитрого дворянина графа Доранта. Через їхні стосунки практично показані реальні суспільні відносини. Тому, сміючись над бідолашним Журденом, який будь-що хоче стати схожим на дворян та ще й дочку видати заміж неодмінно за шляхтича, ми разом з ним співчуваємо саме йому. Граф Дорант і маркіза Доримена представляють дворянство. До того ж на їх прикладі Мольєр показав, що й дворяни можуть бути неправдивими, вередливими, непорядними. Таким і є граф Дорант, який розтринькав свої статки й шукає багату наречену. Та й Доримена покохала його, переконавшись, що він багатий, бо дарує коштовні подарунки. Обоє вони також пошилися в дурні. Про справжні почуття тут і не йшлося. А от на кохання здатні інші герої — Люсіль і Клеонт, Ніколь і Ков'єль. Вони чисті серцем, тому й перемога на їхньому боці. Отже, проблема справжнього й несправжнього, проблема правди й неправди вирішується через смішні ситуації, у які потрапляють герої завдяки неправильному уявленню героїв одне про одного. Змальовуючи смішні події, що сталися з бідолашним Журденом, Мольєр піднімається до широкого узагальнення суспільних явищ, не забуваючи при тому про моральні уроки, без яких неможлива комедія класицизму.
Толстой описал в своем рассказе "Кавказский пленник" историю о том,
как Жилин и Костылин - два офицера из русского гарнизона - попали в
татарский плен во времена войны русских на Кавказе. Они вместе ехали по
опасной дороге, и когда горцы напали на Жилина, Костылин бросился
спасать свою жизнь, даже не подумав помочь товарищу.
Однако в плену Жилин не пал духом, он все время думал над планом
побега из неволи. При этом, как человек действия он все время чем-нибудь
занимался: помогал жителям аула, лепил из глины куколок, чинил какие-то
вещи. Жилин смог даже завести дружбу с татарской девочкой, что
впоследствии спасло ему жизнь. Ему приходилось надеяться только свою
силу и смекалку, ведь жалея свою пожилую маму и понимая, что она не
сможет собрать нужную сумму, он указал на письме с просьбой выкупа
неверный адрес.
Костылин же, являясь по натуре человеком трусливым и нерешительным,
оставался в сарае, дожидаясь, когда его выкупят. Он надеялся на
постороннюю помощь. Его медлительность и слабость стали причиной того,
что их первый побег провалился. Во второй раз бежать Жилину помогла Дина
– девочка, с которой он успел подружиться. Костылин бежать отказался. В
итоге Жилин сбежал из плена один и добрался до русского гарнизона, а
Костылина выкупили лишь через месяц за пять тысяч, здоровье его было в
плачевном состоянии.
Герои эти являются полными противоположностями: Жилин – сильный и
смелый человек, он смог изменить свою судьбу и выбраться из беды, а
Костылин опустил руки и отдался на милость судьбы, ожидая чужой помощи.
Я считаю, что Костылину серьезно повезло, ведь его могли и не
выкупить, а при его человеческих качествах, долго бы в ауле он не
прожил. Читая рассказ, я сделал для себя вывод, что не бывает
безвыходных ситуаций, и всегда нужно бороться до конца. Толстой пытался
донести через свое произведение, что человек – сам хозяин своей судьбы, и
я с этим согласен.
I. Контрастное единство.
II. Танцевальные па и удары шпицрутенов.
1. Полковник на балу
а) Описание внешности и действий
б) Скромность и благородство
2. Полковник после бала:
а) Описание внешности и действий
б) Жестокость и ненависть
III. Полковник: обман или реальность?
В своём рассказе «После бала» Лев Николаевич для достижения правды художественного
изображения и более глубокого восприятия своих мыслей и чувств читателями использовал
контрастное построение всех эпизодов, образов и сцен. Используя данный метод построения
литературных произведений, писатель очень полно многогранно изобразил не только героев
рассказа, но и всю противоречивую и контрастную николаевскую эпоху. Именно благодаря
антитезе, литературному антагонизму, полярности две «совершенно отдельные» части рассказа
объединяются в единую, эффектную, фантастическую по красоте картину.
"Смотрите, папа просят танцевать", - вот таким было первое упоминание о полковнике. Это
был очень высокий, представительный, стройный мужчина с «серебряными эполетами» . У него
было румяное лицо, ласковая, лучезарная улыбка, белые усы и бакенбарды. С огромным трудом
гостям хозяевам бала удалось получить согласие воинского начальника на танец со своей
дочерью. Описывать его танец не представляю нужным, но скажу, что танцевал он с огромным
желанием, старанием, ведь ему не хотелось терять свой авторитет (авторитет ли? ) перед
искушённой и импозантной публикой. Оттанцевал он блестяще (все погрехи и недостаточную
быстроту можно списать на его возраст (всё-таки «свежий старик»)) . Л. Н. Толстой обращает
внимание читателей на скромные сапожки полковника:《чтобы вывозить и одевать любимую》.