Один из ключевых моментов этой главы — наставление, которое даёт сыну старый князь: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно! ” Мотив отцовского завета повторяется в русской литературе неоднократно, начиная ещё с «Капитанской дочки» Пушкина, и везде он очень важен для раскрытия образа героя, потому что становится как бы стержнем его характера. Отсюда мы видим, что в основе характера князя Андрея лежит честь, которая в системе ценностей Болконских стоит выше жизни, и что именно честь и гордость являются важнейшими чертами не только Андрея, но и всех членов семьи Болконских.Может как то так)))
Пословица "семеро одного не ждут" означает, что, если люди договорились допустим куда-то вместе сходить, а другой человек долго собирается- это в прямом смысле. Копнем глубже: вообще-то это придумали не только в качестве жизненной подмоги, но и в качестве ускорения действий человека. Это придумали для того, чтоб не ждать, ведь все мы знаем, что никто не любит ждать)))
Антастика – это особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных» образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы в своих произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»
Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец <…> но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» .
Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере.
Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно.
Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» .
В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая.
В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» .
Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура.
В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и спасти пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты.
Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-поверже
Каким человеком назвал Базаров Николая Петровича?
Согласен ли Николай Петрович с Базаровым?
Какого мнения придерживался Павел Петрович?
На что обращает внимание автор?
Кого назвали «дрянь аристократишка»?
Что утверждал Кирсанов?
С кем из ближайших родственников ссорился Николай Петрович в молодости?
О чем спорят Базаров и Павел Петрович?
Кем считает себя Аркадий?
Когда происходят действия 10 главы?