ОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА НЕКРАСОВА Некрасов - народный поэт, выразивший в своём творчестве думы и надежды народа с такой силой как один поэт до него. К концу 40-х годов Некрасов создал целый ряд произведений, героями которых были простые люди из народа. Важнейшей чертой этих произведений было стремление к правдивому изображению реальной жизни. В жизни, а не в вымыслах черпал Некрасов темы, сюжеты, образы для своих произведений. Его муза научилась «не робеть перед правдой-царицею». Когда в 50-х годах в общественной жизни страны всё большую и большую роль стали играть разночинцы, они нашли в Некрасове своего поэта. Новому времени нужны были новые песни, и эти песни сумел создать Некрасов. «Такого поэта, как Вы, у нас ещё не было»,- писал ему Чернышевский. Творчество Некрасова формировалось под сильнейшим влиянием Белинского и Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского нашла блестящее воплощение в поэзии Некрасова. Его стихи правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь и учили произносить приговор над жизнью. Некрасовская поэзия ставила и помогала разрешать крупнейшие общественные вопросы. Он старался писать так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»; обращаясь к соратникам по творчеству, говорил: Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Некрасов ввёл в литературу новые темы и новых героев. Поэт крестьянской демократии, он не мог писать так, как писали дворянские поэты его времени - Фет, Майков, Случевский и др. Он выработал особый поэтический стиль. Характерным признаком некрасовской поэзии является опрощение языка. В его творчестве зазвучали такие темы и такие слова, которые до Некрасова считались совершенно непоэтическими. Вот пример некрасовского стиха: Савраска увя; в половине сугроба, - Две пары промёрзлых лаптей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Трогай, Саврасушка, трогай! Натягивай крепче гужи! Служил ты хозяину много. В последний разок послужи!.. Лапти, рогожа, дровни, гужи получили в стихе Некрасова права гражданства. Появление этих и им подобных слов в творчестве Некрасова оправдывалось поэтической необходимостью, сюжетами, темами и образами его произведений. Это был «стиль, отвечающий теме». Любители «изящного» были возмущены творчеством Некрасова. Отвечая этим любителям изысканной поэзии, Некрасов говорил: Наша муза парит невысоко. Но мы пишем не лёгкий сонет. Наше дело исчерпать глубоко Воспеваемый нами предмет. И с этой задачей «исчерпать глубоко» новые темы, дать ответ на вопросы, которые волновали передовое общество, Некрасов блестяще справился. Борясь за опрощение поэтического языка, за сближение поэзии с жизнью, Некрасов смело вводил в свои стихи самые прозаические слова, тем самым расширяя поэтический словарь и разрушая застывшие формы дворянской поэзии. В его стихах мы найдём такие прозаические слова, как городовой, подчасок, либерал-идеалист и т. д. Он не боялся насыщать свои стихи словами, взятыми из газетного языка: Производитель работ Акционерной компании. Сдавший недавно отчёт В общем годичном собрании... Поэтическая фраза Некрасова часто носит разговорный, будничный характер: Однако же речь о крестьянке Затеяли мы, чтоб сказать, Что тип величавой славянки Возможно и нынче сыскать. Как впоследствии Маяковский, Некрасов вводил разговорные, бытовые интонации в свои стихи, вовсе, однако, не снижая этим художественного уровня произведений. С замечательным мастерством передаёт он речь горожан, чиновников: - Государь мой! Куда вы бежите? «В канцелярию; что за вопрос? Я не знаю вас!» - Трите же, трите Поскорей, бога ради, ваш нос! Побелел! - «А! Весьма благодарен!» - Ну, а мой-то? - «Да ваш лучезарен!» - То-то! Принял я меры. - «Чего-с?» Не менее ярко передана Некрасовым своеобразная речь крестьян, бар, попов, купцов. Блестящие образцы таких речевых характеристик во множестве рассыпаны в его произведениях, особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Важнейшей отличительной чертой поэзии Некрасова являются народно-песенные мотивы, пронизывающие всё его творчество. Его стихи нередко вырастали из народных песен и так правдиво передавали образ мыслей и характер чувствований народа, что в свою очередь входили в песенный обиход народа. До сих пор, например, поются некрасовские стихи из поэмы «Коробейники»: «Ой полна, полна коробушка, есть и ситцы, и парча...» На поэтическом использовании певучей народной речи и устного народного творчества целиком основано замечательное творение Некрасова - поэма «Кому на Руси жить хорошо».
О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.
Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.
Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.
Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.
Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.
Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти. Идет, зная, к чему идет.
Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.
Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.
Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.
Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.
И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.
<span>Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.</span>
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления[7], критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Имя при рождении:
рус. Александр Сергеевич Пушкин
Псевдонимы:
Александр НКШП, Иван Петрович Белкин,
Феофилакт Косичкин (журнальный)[1], P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.
Дата рождения:
26 мая (6 июня) 1799[2][3]
Место рождения:Москва, Российская империя[2][3]Дата смерти:
29 января (10 февраля) 1837[2](37 лет)
Место смерти:Санкт-Петербург, Российская империя[2][5][6]Гражданство (подданство): Российская империяРод деятельности:
поэт, прозаик, драматург, литературный критик, переводчик, публицист, историк
Годы творчества:
1814—1837
Направление:
романтизм, реализм
Жанр:
поэзия, проза, пьеса, критика, публицистика, история, перевод
Язык произведений:
русский, французский[
Основная статья: Память о Пушкине
В разных городах России и мира установлены десятки памятников Пушкину. Музеи, посвящённые жизни и творчеству поэта, имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Пушкиногорском районе, Новгороде, Торжке, Киеве, Кишинёве, Гурзуфе[119], Одессе, Вильнюсе, в Бродзянах (Словакия) и других городах. Именем Пушкина назван бывший город Царское Село и ряд других населённых пунктов.
ЩОднажды в стужу, воробей,
Доверился судьбе своей,
Морозу зимнему назло,
Покинул тёплое гнездо.
Лететь не так уж далеко,
Через колхозное село,
Где птичник у пруда стоит,
Туда герой наш и летит.
На полпути к заветной цели,
Конечности окоченели
И воробей снижаться стал,
А после на тропу упал.
Сидит и двинуться не может,
Никто помочь ему не сможет,
Спасёт лишь чудо воробья,
И он надеется не зря...
Корова по тропе идёт,
И воробья не замечая,
Хвост опорожняясь поднимает,
И на него кладёт помёт...
Сидит воробышек в дерьме,
В навозной куче, но в тепле!
И отогревшись оживает,
Чирикать громко начинает!
А в это время, рыжий кот,
Осуществив села обход,
Вдруг слышит трели воробья,
И устремляется туда.