Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме: человек и природа. Имена почти всех писателей связаны с живописными местами. Пушкин не отделим от Михайловского, Толстой — от Ясной Поляны.
Отношение человека к природе — одна из наиболее злободневных проблем современности. Писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении. Сейчас нельзя сказать, что человек — царь природы. Покорение природы обернулось для нас уничтожением ее богатств, борьба с ней — нравственным саморазрушением. Оказавшись на пороге экологической катастрофы, мы видим свою причастность, начинаем размышлять в месте природы в нашей жизни.
В семидесятые годы Виктор Астафьев написал “Последний поклон” и “Царь-рыбу”. Речь в рассказах “Царь-рыбы” идет о браконьерах, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю. Астафьев уверен: “Тайна на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, на ветру”. Писатель говорит о том, что мы сделали с тайгой: “Нет, мы лишь ранили ее, повре дили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались”.
В главе “Царь-рыба” образ царь-рыбы символизирует саму природу. В этой главе вступает в борьбу с осетром огромных размеров человек. Поединок заканчивается в пользу природы. Утратив совесть, человек терпит поражение, а волшебная царь-рыба уплывает на дно Енисея.
В своих произведениях Валентин Распутин пишет о защите природы. В повести “Прощание с Матерой” он показывает страдания людей, которые покидают свою родину. Мне кажется, что вместе с людьми плачет, страдает и природа. На острове есть дерево, его пытались срубить, спилить, поджечь. Люди ничего не могут сделать с ним. Природа тоже противостоит людям. Но выдержит ли она эту борьбу? Когда мы боремся с природой, мы уничтожаем самих себя.
В повести “Пожар” поднимается та же проблема. “Лес вырубать — не хлеб сеять”, — говорит главный герой повести “А лес выбрали — до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что? Потом голод, нищета”. Ведь вместе с природой гибнет и человек.
<span> Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: “Охранять природу — значит охранять Родину”.</span>
Несмотря на то, что сам А.К.Толстой в предисловии к повести уверяет нас, что она “имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи”, вымышленный князь Никита Романович Серебряный предстает перед нами подлинным героем очень драматической истории.
<span>Старинная жизнь, странные обряды, диковинные слова, завораживающие читателя. Мрачное время. Станичники и опричники лютуют по-своему. Грозный царь то казнит, то милует и около себя терпит лишь подлецов и хамов, и то не обязательно долго. Все же, среди честных людей находятся отважные — князь Серебряный, например. Вот, в свою светлую минуту Иван Васильевич говорит ему: “Никита, у тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства; таких-то слуг мне и надо”. А блаженный Вася (Василий Блаженный) признает в князе духовного брата: “Я все твое сердце вижу. У тебя там чисто, чисто, одна голая правда; мы с тобой оба юродивые!” Что ж, был бы Серебряный, при своей простой душе, юродивым Христа ради — легче ему было бы. Но он князь и воин. </span>
<span>Словом, князь Серебряный — герой, достойный читательского восхищения и сочувствия. Кроме этого, повесть А.К.Толстого — хорошее подспорье в размышлениях о русской истории и дорогой подарок ценителям русского литературного языка.
</span>