Родовая община- форма социальной организации ( община), где люди связаны родством , коллективным трудом и потреблением.
Частные школы Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»
Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев». Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи — давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.
Александер был консерватором потому, чтоК началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма, в которой говорилось о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закрепленных в законе. В экономике учение либерализма подразумевало свободу конкуренции и свободы договора работодателя и работника. Однако идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения) . Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество противоречий, но и оставить все как есть было невозможно, потому что от этого зависел престиж страны в Европе.
Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны, они не затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II. Она была ориентирована прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества. Начав как либерал и реформатор, Александр I стал ярым консерватором и деспотом, укрепив худшие черты самодержавия государства Российского.
Основу модернизации в Западной Европе составляли организация промышленного производства