Стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину» было написано 13 декабря 1826
году во Пскове. Главная мысль стихотворения заключается в том, что
Пушкин благодарен Пущину за то, что он, несмотря на запрет, все-таки
заехал на несколько часов к другу, когда тот был в ссылке в
Михайловском.
Стихотворение начинается с обращения Пушкина к Пущину:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
Автор называет друга первым и бесценным — и это действительно так. Поэту в Михайловском было одиноко,
и, когда к нему в гости заехал Пущин, Пушкин был рад и заметно повеселел
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Этим
стихотворением автор выражает свою признательность Пущину, который
после восстания находился в ссылке, на каторжных работах в Сибири. Он
отправляет это стихотворение с посланием декабристам «Во глубине
сибирских руд...» Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без
изменений пять первых стихов неоконченного послания Пущину, написанного
еще в 1825 году.
<span> В стихотворении есть эпитеты (бесценный, уединенный, святое), олицетворение (колокольчик огласил)</span>
Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.
В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.
С примерами
В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин нашел новый тип проблемного героя — «героя времени». Достоевский же сказал про Онегина, что это «тип русского скитальца, беспокойного мечтателя на всю жизнь». Эти слова, на мой взгляд, передают всю «русскость» характера героя, которая и определила судьбу Онегина. Его характер, взаимоотношения с людьми определяют обстоятельства современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается.
Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предыстории (глава первая) Пушкин отметил основные факторы, обусловившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет.
Жизнь «свободного» дворянина, не обремененного службой, — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, — укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности — «забав и роскоши дитя», «добрый малый, Как вы да я, как целый свет».
На этом этапе своей жизни Онегин — человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но все же вполне обычный, покорно следующий за светской «чинною толпой». Единственное, в чем Онегин «истинный был гений», что «знал он тверже всех наук», была «наука страсти нежной»: «искусство» любить не любя, имитировать чувства и страсти, оставаясь холодным и расчетливым.
Но характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он смог отказаться от шаблонов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни». Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина — его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй—шестой главах — только на первый взгляд кажется «причудой». На самом деле, это новый этап жизни героя. Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них — Автор и Ленский). В деревне он даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким».