ЯЦЕК СОПЛИЦА Яцек Соплица (ксендз Робак) — вожак новогрудской шляхты, «рубака», отменный стрелок и задира. В структуре «Пана Тадеуша» с Яцеком связана одна из трех сюжетных линий, которые объединяются в единое целое личностью повествователя, чья единственная мечта — увидеть родную Польшу свободной и независимой. Две другие линии связаны с историей взаимоотношений Тадеуша и Зоси и со спором Судьи и Графа по поводу замка. Мицкевич с любовью рисует картины жизни новогрудской шляхты, описывает ее быт и нравы, старопольские традиции, восхищается беззаботной удалью и весельем шляхтичей. Но поэт не идеализирует старошляхетский уклад. Ему импонирует любовь к родине, верность чести и долгу, отвага польских магнатов, и в то же время Мицкевич осуждает раздробленность шляхты, их мелкие ссоры и дрязги, сословные предрассудки. Многочисленные пороки, склонность к междоусобицам стали причиной гибели польской государственности. На примере столкновения Яцека с аристократом, стольником Горешкой, автор поэмы показывает губительность силового решения проблем. Невозможно добиться осуществления высших целей, если человеком движет гнев и чувство мести. Стольник Горешка и другие магнаты были заинтересованы в дружбе с Яцеком, так как побаивались его. Вдобавок они не хотели терять голоса мелкой шляхты на сеймиках. Однако, когда речь пошла о возможности породниться семьям Горешки и Соплицы, стольник отказался выдать свою дочь Эву замуж за Яцека. В Горешке взыграло его родовое высокомерие, всколыхнулась магнатская спесь. Оскорбленный Яцек стреляет в обидчика. Им движет месть за разбитые мечты, за испорченную жизнь — свою и любимой Эвы. Несмотря на совершенный в пылу гнева поступок, автор с сочувствием относится к герою. После убийства Горешки Яцек надолго покидает отчий край. Он воюет в польских легионах: «Отчизну защищая, не ради бранной славы // Ходил под пулями, бросался в бой кровавый…» Яцек побывал на прусской каторге, был нещадно бит «плетями москалей», бедствовал в Сибири, голодал в Шпильбергской цитадели. Наконец Яцек возвращается на родину под именем монаха Робака. Годы испытаний не сломили его, а лишь закалили. Он по-прежнему неутомим душой, полон сил и энергии. Но на этот раз Яцеком движет высокое стремление — он приехал, чтобы выполнить свой эмиссарский долг, подготовить восстание против царской России. Но, в отличие от Конрада Валленрода, он не одинок. Его цель — объединить все национальные силы в борьбе с общим врагом. Яцек достойно встречает смерть. Сумев преодолеть присущие его классу тщеславие и гордость, он становится скромным героем освободительного движения.
Кирилл Шишов
УРАЛ
Стройные кони над сгибом реки.
Скалы, покрытые охрой столетий.
Шепчут под ветром слегка лозняки
Смутные речи своих междометий.
Чистой водою журчит перекат.
Галечник солнцем искрится на плесах.
Кобчик печально кричит на закат,
Плавно планируя между утесов.
В гребнях, нависших над омутом скал,
Чернью зияют пещерные дыры...
Как я люблю свой родимый Урал,
Ставший мне домом, и песнью, и миром.
Вскормленный хлебом пахучим его,
Пил я кумыс кобылиц златогривых.
Шел потаенной лесною тропой,
В чаще встречая оленей пугливых.
Медом закусывал огненный спирт. Щук переламывал скользкие спины.
Грелся под теплыми шапками скирд,
Гроздья посасывая рябины...
Как описать эту землю любви?
Месяц шафрановый нависнул над елью,
Эхо откликнется — лишь позови —
Криком совы и ночных коростелей.
Как сохранить навсегда этот миг:
Чай у костра, обжигающий губы,
Хищного кобчика жалобный крик,
Солнце, плывущее в август на убыль...
Нежных осин не трепещут листы.
Тонкую видно насквозь паутину.
О, мой Урал, дорогие черты
Дай разглядеть повзрослевшему сыну.
Александр Павлов
УРАЛ
Открапали неспешные дожди.
Взгляни туда, где села в дымке тают,
где ливень бурю гонит впереди
и молниями светит над хребтами.
Над продувной стремительностью троп,
над крутизной дорог закаменелых
огни и воды врезались в отрог,
И небеса вскипели ошалело.
Себя осенним золотом одень!
Пусть родники ворочаются в недрах,
кипит и стонет огнеликий день,
и полночь задыхается от ветра.
Содой Урал...
Звени и с бурей спорь!
Тесней и крепче к матушке-планете
Ты встал и поднял до высоких зорь
Дыханье молодых тысячелетий.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением су-дить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драть-ся на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная пута-ница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.
<span>Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в ирони-ческой форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбург-скому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на дере-венском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не-предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные за-машки, но вместе с тем прямоту и честность </span>
Стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920году. Победа революции подняла миллионы людей к активной исторической жизни. Судьба отечества составила основу произведений русских поэтов того времени. Владимир Владимирович сразу принял революцию и открыл своим творчеством новую эпоху – революционной мировой поэзии.
В послереволюционных стихах поэта чувствуется боевое, призывное, мажорное начало. С особой силой оно выражено в стихотворении «Необычное приключение…» . Маяковского всегда волновала роль поэта в общественной жизни, воспитательное значение поэзии. Это – тема данного стихотворения. Главный лирический – поэт-труженик, который много работает и устаёт. Его раздражает, казалось бы, праздная жизнь солнца и он приглашает светило на беседу, на чай. Сюжет стихотворения – фантастическое событие, встреча и разговор поэта с солнцем. Оба труженика быстро находят общий язык и приходят к выводу, что оба будут хорошо делать своё дело: светило лить солнечный свет, а поэт – свой свет, стихами. Маяковский ввёл в обиход свободный разноударный тонический стих, сложносоставную рифму, освободил синтаксис канонов «правильной» речи, придал ему нервный, мускулистый ритм. В стихотворении много восклицаний, что придаёт ему эмоциональный характер. В стихотворении употреблены метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц; эпитет: ало; гипербола: в сто сорок солнц закат пылал; олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце; слова, созданные поэтом: взорим, вспоём, солница. Маяковский считается родоначальником политической лирики, разрушившим стену условности между поэзией и жизнью. Любая тема, на которой останавливался его взгляд, превращалась в лирическую тему поэта. Заключительные строки стихотворения «Необычайное приключение… » могут быть эпиграфом ко всему творчеству В. В. Маяковского. Я считаю это стихотворение особенным из-за фантастического сюжет, эмоциональности и установки: «светить – и никаких гвоздей! » Анализ стихотворения В. В. Маяковского "Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"
*****
Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…» , видя в этом основное предназначение поэта. Поэт широко пользуется приёмами олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле» , «хочет ночь прилечь» , «тупая солница») . Поэт принижает образ солнца в отличие от ненавидимых им лирических поэтов.
<span />