Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку. «…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. „Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымя мое переполнилось, просит детей!“ Рябая Хромая Старуха предупредила: „Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют“. Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется».
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
<span>Мальчик хотел рассказать деду</span>
<span>Герой - Алехин - нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Чехов показывает, как следование этой морали и добропорядочности губит глубокое, нежное чувство, ведет человека к падению, опустошает его жизнь. Алехин оправдывает свою нерешительность взять на себя ответственность за судьбу женщины, которая его любит, "Куда бы я мог увезти ее?,, "), но все же понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало им любить друг друга. Сомнения Алехина не пустые и не трусливые, они открывают добрые, честные мысли. Но нет в его жизни главного - ясной и глубокой жизненной цели. И это губит его. Чехов создает впечатление о неумении современных людей жить, о ненормальности самой жизни. Весь образ жизни Алехина ведет нас к выводу: люди живут не так, как хотят, как могли бы, не так, как должно. Этот рассказ, как и "Человек в футляре", "Крыжовник", - "маленькая трилогия" с общей проблемой - "футлярность" жизни, сознания человека = душа "в футляре". А это ведет только к несчастливой судьбе, к неудавшейся жизни. Предострежение читателям.</span>
Стихотворение "Узник" было написано в 1822 году,во время "южной" ссылки.Приехав к месту своей постоянной службы,в Кишенёв,поэт был потрясён разительной переменой:вместо цветущих крымских берегов и моря-выжженные солнцем бесконечные степи.Кроме того,сказалось отсутствие друзей,скучная,однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства.Пушкин чувствовал себя пленником.В это время и было создано стихотворение "Узник".
Главная тема стихотворения "Узник"-тема свободы,ярко воплощенная в образе орла.Орёл-пленник,как и лирический герой.Он вырос и вскормлен в неволе,он никогда не знал свободы и орла к свободе реализуется идея пушкинского стихотворения:человек должен быть свободен,как птица,потому что свобода-это единственное состояние каждого живого существа.
Композиция "Узник",как и многие другие стихотворения Пушкина,делится на две части,отличающиеся друг от друга интонацией и тоном.Части не контрастны,но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным.Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв,в крик о свободе.В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах "...лишь ветер..да я!"