Думаю, что не совсем правомерно. Если разбираться конкретно с понятиями, то Земский собор - <u>сословно-представительный орган</u>, а парламент - <u>представительный и законодательный орган</u>. Получается, что разница только в этом.
Индеец если молод, то он охотник или воин; если старик, то член совета, так как все управление осуществляется у них советом мудрецов; у них нет полиции, тюрем, нет чиновников, чтобы заставлять подчиняться или налагать наказание. Поэтому они обычно изучают красноречие, и лучший оратор имеет большее влияние. Индейские женщины возделывают землю, готовят пищу, нянчат и воспитывают детей, хранят и передают потомству память об общественных делах. Эти занятия мужчин и женщин считаются естественными и почетными. Имея незначительное количество искусственных потребностей, они располагают избытком досуга для усовершенствования в разговоре. Наш трудолюбивый образ жизни они по сравнению со своим считают рабским и низменным, а ученость, которую мы высоко ценим, пустячной и бесполезной. Примером этого может служить договор, подписанный в Ланкастере, в Пенсильвании, в 1744 году между правительством Виргинии и Шестью Нациями. После того как основное дело было улажено, посланники Виргинии обратились к индейцам с речью и сказали, что в Вильямсбергском колледже имеются средства для обучения индейской молодежи, и что если вожди Шести Наций пошлют полдюжины своих сыновей в этот колледж, то правительство позаботится о том, чтобы они были хорошо обеспечены и обучены всем наукам белых людей. Одним из правил индейской вежливости является не отвечать на общественное предложение в тот же самый день, когда оно сделано; они думают, что это может быть расценено как легкомыслие, и поэтому они, проявляя уважение к такому важному делу, откладывают его, чтобы обсудить. Поэтому они отложили свой ответ до следующего дня. Их оратор начал с того, что выразил глубокое чувство благодарности правительству Виргинии за это предложение. "Потому что мы знаем - сказал он, - что вы высоко цените науки, которым обучают в колледже, и что содержание наших молодых людей будет очень дорого для вас. Поэтому мы убеждены, что этим предложением вы хотите сделать нам доброе дело; и мы сердечно вас благодарим. Но вы мудры и должны знать, что разные нации по разному мыслят, и поэтому вы не должны обижаться, если наши представления о такого рода обучении не совпадут с вашими. У нас есть в этом некоторый опыт, несколько наших юношей недавно получили образование в колледжах северных провинций, они были обучены всем вашим наукам; но когда они возвратились к нам, то оказалось, что они плохие бегуны, не знают, как жить в лесах, неспособны переносить холод и голод, не умеют строить хижины, охотиться на оленей, убивать врагов, хорошо говорить на нашем языке, и поэтому они неспособны быть ни охотниками, ни воинами, ни членами совета; они вообще ни на что не годны. Однако это не уменьшает нашей благодарности за ваше доброе предложение, хотя мы не склонны принять его; и чтобы показать вам это, мы, если жители Виргинии направят нам дюжину своих сыновей, позаботимся как можно лучше об их воспитании, обучим их всему, что мы знаем, и сделаем из них настоящих мужчин."
Если белый человек, путешествуя по нашей стране, зайдет в одну из наших хижин, мы все обращаемся с ним так, как мы с вами; мы высушиваем его одежду, если он промок, мы согреваем его, если он замерз, даем ему мясо и питье, чтобы он мог утолить свой голод и жажду; мы расстилаем для него хорошие меха, чтобы он мог отдохнуть и поспать; и мы ничего не требуем взамен. Но если я прийду в дом белого человека в Олбени и попрошу еды и питья, жители скажут: "Где твои деньги?", и если у меня их нет, они скажут: "Убирайся отсюда, индейская собака". Вот видишь, они еще не усвоили даже таких незначительных хороших обычаев. А нам, чтобы знать их, не надо собираться на собрания, потому что наши матери обучили нас этому, когда мы еще были детьми. Поэтому невозможно поверить, что их встречи, как они говорят, устраиваются для обучения хорошему, они просто сговариваются, как обмануть индейцев в ценах на бобров".
Для французов не прошел даром конституционный опыт предыдущей эпохи. Есть Декларация прав и свобод. Но здесь в Хартии католическая религия объявлена государственной. Это резко контрастировало с революционным законодательством, которое пропагандировало свободу вероисповедания.
Преамбула – возвращает обычные монархические формы правления и дореволюционные традиции. Королевская власть – божественна. Вся полнота власти – у монарха. Хартия возвращает дореволюционный титул королю. Снова «король Франции». Введено старое королевское знамя. Отказ от идеи народного и национального суверенитета. Он – королевский. Вся полнота власти – у короля. Также у него и законодательная власть.
Закрепляется наличие представительного органа. Верхняя палата – напоминает палату лордов, нижняя – выборная. Выборы очень цензовые. Возрастной и выборный ценз. Возраст для избрания в представительный орган – 30 лет, для депутатов – 40. Во Франции население – 30 млн., а избирателями могут быть только 80 тыс.
Палата пэров – всегда за знатными дворянами. У короля есть исключительное право законодательной инициативы. Палаты могли лишь «всеподданнейше просить короля» рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. Затем принятие закона палатами, утверждение и опубликование королем. Роль короля в законодательной власти существенная.
***
1815 – Наполеон без единого выстрела доходит с Эльбы до Парижа. Второе правление Наполеона – 100 дней. По его указанию разрабатывается Конституция - дополнительный акт к Конституции империи. Эта конституция – умеренная конституция наполеоновской эпохи, соединенная с хартией 1814 года.
Принятие Конституции было отправлено на плебейсцит. Но без избрания народом – выборы в палату депутатов. Они начинают работу. Затем битва при Ватерлоо. Второе отречение – на остров Святой Елены. В Париж – Людовик XVIII.
1824 – Людовик XVIII умер. На престол - Карл Х. Новая революция. Этот период (1814-1830) называется периодом «легитимной монархии». На престоле оказывается человек в силу принципа престолонаследия. Эта Хартия будет копироваться в различных странах. Даже за пределами этого периода. Испанская Хартия, 1834; Прусская конституционная хартия, 1850; Пьемонтский статут, 1882.
В 20- годы XIX века на юге Европы происходят всплески конституционного движения. Юг Европы резко выделился в этот период. Проходят революции, которые называются южно-романскими. 1820 – восстание моряков в городе Кадис. В течении 3 лет – это конституционное государство. 1820 – начало революционного движения в Неаполе и на Сицилии. В августе – в Португалии. 1821 – Пьемонт.
В этих государствах будут приняты конституции. Наибольший интерес в России вызвало событие в Грузии. Март 1821 – восстание греков против турков. Национально-освободительное движение и конституция. 1821 – греки провозглашают республику, формируют правительство, собираю
Как следствие, возникла потребность в создании таких украинских культурно образовательных и финансово-экономических учреждений, которые бы руководили всем национальным жизнью Галичины. Украинские деятеля признали также за лучшее, чтобы это руководство осуществлялось централизованно, чтобы все проводники на местах действовали бы не каждый сам по себе, а согласно единственному, добросовестно выработанному плану. Такими институциями стали культурно-образовательной общество. "Просвита" (1868) и Литературно-нукове общество им. Шевченко (1873) (позднее, в 1892 г., реформировано в научное общество имени Шевченко или НОШ), основанные во Львове, которой с тех пор стал настоящим национально-культурным и экономическим центром галицкого украинства."Просвита" открывала Свои филиалы во всех уездных городах и городках Гличины и ставила целью "спомагаты народную просвета в направлениях моральном, материальном и политическом, распространять дешевые книги исторического и экономического содержания". Просветительскую работу проводили представители галицкой интеллигенции, студенты, священники и гимназисты на общественных началах.Благодаря средствам меценатов и состоятельных предпринимателей общество способствовало организации и финансированию кооперативов ( "народная торговля", "Сельский хозяин", и др.), В которых крестьян заслучалы к новым формам хозяйствования. Деятельность таких хозяйственных и торговых обществ способствовала повышению социально-экономической и культурной значимости украинского населения, формированию национального самосознания. Литературно-научное общество им. Т. Шевченко при активном участии выдающегося украинского историка и общественного деятеля М. Грушевского стало настоящей национальной академией, в которой формировались и решались стратегические задачи украинства.На селе "Просвита" открывала библиотеки-читальни, которые приобщали крестьян к достижениям национальной культуры, современной экономики