Сцена смерти тоже символична. Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.
Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Но сам Тургенев считал Базарова своим любимым детищем. Он никогда не выдумывал своих героев, а брал из жизни какого-то очень запомнившегося, заинтересовавшего его человека, и по ходу написания этот новый «тип» обрастал теми или иными характерными чертами. Это был реальный доктор Д., списанный почти с натуры. «Впечатление, оказанное на меня этой личностью, – писал Тургенев, – было очень сильно и в то же время не совсем ясно». Образ рождался трудно и противоречиво, потому что ничего подобного в литературе ещё не было. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, ...сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего», – так писал Тургенев в одном из писем. Основной идеей романа Тургенев считал торжество демократии над аристократией. Рисуя фигуру Базарова, Тургенев придал ему резкость и бесцеремонность тона не из желания оскорбить молодое поколение, а потому что видел в жизни подобных людей среди демократов-шестидесятников. Во многом он считал себя согласным с Базаровым, но он не видел реального будущего у своего героя, поэтому и дал ему погибнуть. Базаров был своего рода переходный тип к настоящим революционерам. Базаров умирает, но идеи его остаются в обществе, и обязательно найдётся человек нового поколения, который подхватит их и воплотит их в жизнь.
Как медведя переворачивали
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день − метель, что ни ночь − мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок − так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение.
Пошли Медведя будить:
− Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
− Эх, долбануть бы его в затылок! − воскликнул Дятел. − Небось бы сразу зашевелился!
− Не-ет, − промычал Лось, − с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем − перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, − шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
− А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
− А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл − что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп − и готово!
А Медведь своё:
− Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела − не вытерпела:
− Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
− Четыре, пять, шесть! − насмехается Медведь. − Вот напугала! А ну кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы − начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
− Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговарить надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите − я его мигом переверну!
− Ты? Медведя?! − ахнули звери.
− Одной левой лапкой! − похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу − давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
− Ой, не могу! − завывает. − Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги − как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
− Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну а как перевернулся Медведь на другой бок − так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день − солнце выше, что ни день − весна ближе. Что ни день − светлей, веселей в лесу!
Марья Ивановна воспитывалась в очень хорошей семье и поэтому она была воспитанной и честной. Когда Гринев решил жениться на Маше, он послал отцу письмо, в котором просил благословить их союз. Но отец не только не благословил их, но еще и запретил Петру жениться. Петр Андревич тотчас рассказал об этом Маше и предложил ей просит благословения у ее родителей, а там, со временем отец его согласится. Несмотря на то, что Маша оченю любила Гринева, она не могла пойти на такое. Марья Ивановна решила, что они не должны быть вместе, так как без благословения не будет им счастья.
Александр сергеевич Пушкин считал, что нравственым идеалом является Марья Миронова. И я с ним полностью согласна. Эта девука показала себя гордой, честной и смелой особой. Марья Ивановна Миронова была дочерью коменданта "Белгородской крепости", Ивана Кузмича Миронова. Она была очень скромной и простой девушкой, но в то же время Маша очень гордая особа. И это автор хорошо изобразил.Марья Ивановна воспитывалась в очень хорошей семье и поэтому она была воспитанной и честной. Когда Гринев решил жениться на Маше, он послал отцу письмо, в котором просил благословить их союз. Но отец не только не благословил их, но еще и запретил Петру жениться. Петр Андревич тотчас рассказал об этом Маше и предложил ей просит благословения у ее родителей, а там, со временем отец его согласится. Несмотря на то, что Маша оченю любила Гринева, она не могла пойти на такое. Марья Ивановна решила, что они не должны быть вместе, так как без благословения не будет им счастья. Марья Ивановна воспитывалась в очень хорошей семье и поэтому она была воспитанной и честной. Когда Гринев решил жениться на Маше, он послал отцу письмо, в котором просил благословить их союз. Но отец не только не благословил их, но еще и запретил Петру жениться. Петр Андревич тотчас рассказал об этом Маше и предложил ей просит благословения у ее родителей, а там, со временем отец его согласится. Несмотря на то, что Маша оченю любила Гринева, она не могла пойти на такое. Марья Ивановна решила, что они не должны быть вместе, так как без благословения не будет им счастья.
Это рассказ о самоотверженной любви капитанской дочки Маши Мироновой к молодому офицеру Петру Гриневу. Повествуется о Пугачевском восстании, в котором невольно принял участие и Гринев. За это он был обвинен и ему угрожала казнь. Но Маша добилась его оправдания и освобождения, дойдя до самой императрицы Екатерины 2. Рассказ о прекрасной русской женщине Маше Мироновой и позволил автору назвать повесть "Капитанская дочка".