Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.
<span>Он вступил на престол, вдохновленный идеей службы государству, и мятеж 14 декабря преломил реализацию ее по двум направлениям. С одной стороны, Николай увидел опасность для собственных прав и прерогатив, а следовательно, с его точки зрения, и для государства в целом со стороны общественных сил, желавших преобразований. Это предопределило отчетливо охранительный характер правления. С другой стороны, "друзья-декабристы" материалами их допросов, записками и письмами на имя Николая сформировали у него представление о необходимости реформ - реформ умеренных, осторожных, проводимых исключительно самодержавной властью для обеспечения стабильности и процветания государства.Первым шагом на пути осуществления "консервативной реакции" Николая I на события, сопровождавшие начало его царствования, стала деятельность Комитета 6 декабря 1826 г., в котором должны были быть рассмотрены проекты, реформ, намечавшихся при Александре I, разработаны неотложные преобразования в устройстве государственных учреждений, а также в положении и правах отдельных сословий. При рассмотрении всех этих вопросов встала роковая для России проблема крепостного права. Ко времени вступления на престол Николая I уже выявились как несовместимость крепостничества с понятием гражданского равноправия, так и меньшая продуктивность крепостного труда в сравнении с вольнонаемным. Крестьянский вопрос во внутренней политике Николая I занимал ведущее место, но результаты, достигнутые на путях его решения, не соответствовали затраченным усилиям. Причину этого следует искать как в личных взглядах императора, так и в условиях, в которых ему приходилось проводить свою политику в жизнь.Лично сам император относился к крепостному праву отрицательно, вынеся такое мнение из непосредственных впечатлений молодости, когда он путешествовал по России, сталкиваясь с неприглядными сторонами крепостного быта. Знакомство с делом декабристов только укрепило его убеждения. Однако Николай I вовсе не был сторонником полного освобождения крестьян, то есть перехода к бессословному строю. Его взгляды в крестьянском вопросе вытекали из его общих воззрений на сословные отношения. Если за дворянством не признается политическая независимость, поскольку она противоречит принципу абсолютизма, то за ним не может быть признано и право владеть другим сословием - крестьянством как видом собственности. Эта мысль, как и мнение, что такое владение нарушает экономические интересы государства, отчетливо осознавались Николаем I. Отсюда его стремление вернуть крестьянам их гражданские права, придав им особое государственное состояние.</span>
Легенда о происхождении Кира гласит о том, что в 590 году до нашей эры царь Астиаг правил Мидией. У Астиага была дочь по имени Мандана. Из-за того, что Персия находилась в подчинении Мидии, Мандана была отдана замуж за Камбиза Первого, который являлся царем Персии.
В одну ночь Астиаг видит сон, который был истолкован жрецами как то, что внук Астиага – Кир – будет царем вместо него. Конечно, Кир был в ужасе от таких новостей, учитывая, что Мандана действительно была беременна. Когда Кир родился Астиаг приказал убить его Гарпагу, который был сановником. Сановник передал это дело Митридату (пастуху). Но у пастуха родился мертвый сын и он подменил детей, забрав Кира себе.
Легенда о пире Валтасара гласит о переходе власти к Валтасару после смерти его отца – Навуходоносора. В честь этого события весь Вавилон праздновал несколько дней, пока к стенам города подошли мидяне и персы. В рамках пиршества Валтасар приказал пить из сосудов, которые Навуходоносор забрал из иерусалимских храмов. И в это время на стене внезапно оказалась надпись. Никакие гадатели не могли разгадать кроме гадателя Даниила. Он сказал, что Бог начал Навуходоносора после того, как тот наполнился гордыней из-за дарованной ему власти. Валтасар знал об этом, но уподобился неправедному поведению отца. И из-за того, что Валтасар, зная, восстал против власти Яхве, прославляя богатство, а не Бога. Поэтому царство было поделено между персами и мидянами, а сам Валтасар умер в тот же день.
Я часто слышал выражение: «Не позорь свое имя», «Достойно сохрани свое имя». «Не запятнай свое имя». Слышал, но никогда не обращал внимания на глубину их содержания. Но вот однажды услышал сказанное в адрес знакомого: «Он дорожит семейным именем», и мне открылась извечная мудрость: самое дорогое у человека - имя как синоним чести, как твое духовное естество, твоя святыня. Сколько человек существует как цивилизованная личность, столько, наверное, существует и понятие чести. Это она, честь, не позволяла повиноваться врагам, требовала избежать плена, выбирая смерть. Это за честь родной Украины боролись ее сыновья во время татаро-монгольского нашествия. Это честь своего порабощенного народа отстаивали запорожские казаки в освободительной войне 1648-1654 годов, молодые украинцы, погибшие под Крутами в 1918 году, тысячи украинцев - воинов Великой Отечественной войны. Я думаю, что рядом с безграничной любовью к родной земле в их сердцах сиял лозунг чести, личной и общенародной. Что же такое честь? Я ее понимаю как осознанное собственное достоинство (и не только собственное), что вызывает уважение со стороны других, желание подражать твоим поступкам и идти за тобой. Я считаю, что недаром понятие чести человека стоит рядом с его именем, так как собственное имя - это то, что выделяет человека среди других, индивидуализирует его. Ребенок родился - и ему дается имя. Он взрослеет, начинает понимать, что все его поступки связаны с именно его именем, поэтому он должен отвечать за них лично. А отвечать за свои поступки - значит все время жить по нормам общечеловеческой морали, которая от дедов-прадедов через поколения дошла до тебя. Я уверен, что лишь тогда человек живет по чести, когда все время, каждую минуту своей жизни, в каждом поступке руководствуется честными правилами общего бытия. Но можно размышлять и так: это мне не подходит, а вот это для меня лучше, а здесь я так хочу сделать - и не иначе!