1)Сильнейшая армия и флот Древнего Рима не оставляли шансов любому противнику, начиная от Карфагена до Персидского царя.
2)Военная мощь Рима подкреплялась умением держать покоренные народы в повиновении,в первую очередь с помощью принципа разделяй и властвуй когда на контролируемой территории проводилась целенаправленная политика по разделению народов.
3)Работа с вождями племен,а именно предоставление наиболее важным представителям покоренных народов Римского гражданства.
Братские школы, академии. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси. Впервые он встал в юго-западной Руси, которая, войдя в состав Литовского государства, в 1336 г. соединившегося с Полыней, оказалась лицом к лицу с западной культурой. ... Братские школы разработали довольно широкий курс образования, включавший научные светские предметы. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. ... И на Западе не было еще общего образования, светские науки и там ценились недостаточно. С течением времени Московская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.).
«В конце 1687 г. и Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Во главе академии стояли братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие из Греции в Москву в 1085 г. Оба брата получили образование в Падуанском университете и имели степень доктора философии. В Академии они преподавали по образцам западноевропейских университетов, придерживаясь в основном схоластической философии. Высшим авторитетом для них во всех вопросах пауки был Аристотель в средневековой, схоластико-богословском истолковании. «Мы намерены следовать Аристотелю потому, что уже несколько веков все почти Академии избрали его как бы вождем и главою философии», - писали они в предисловии к «Физике». Но в ряде случаев Лихуды пытались отказаться от схоластических канонов, соединить теоретические положения Аристотеля с современной им жизнью. Ими написаны учебники по пиитике, риторике, логике, физике, психологии. В 1689 г. И. Лихуд написал «Физику, или естественную философию», которая представляла собой комментарий к физике Аристотеля. Причём, критикуя справа, с богословских позиций материалистические тенденции Аристотеля, автор стремится привести свои доводы в соответствие с религией и православием, заявляя, что следует «остерегаться от всякого мудрствования, несогласного о нашей религией и православием», заимствует аргументы ин священного писания, чтобы опровергнуть учение древнегреческих философов-материалистов». История философии в СССР в 5-ти томах, Том 1 / Под редакцией В.Е.Евграфова и др., М., «Наука», 1968 г., с. 261-262. Прохождение курса в Академии тогда было рассчитано на 13 лет. После открытия число слушателей насчитывало 104 человека из разных сословий. Самый известный выпускник Академии – М.В. Ломоносов.