Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры — кукуруза и пшеница) , садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство) . Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.) . Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др. , танцы. О национальной кухне адыгов: Пища адыгов являлась той составной частью культуры народа, которая больше всего связана с его бытом и более стойко сохраняет национальные и специфические черты. Основу питания адыгов составляли продукты животноводства и растениеводства. Повседневная пища отличалась от праздничной.
<span>Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим человеком» . Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги — средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность. </span>
Захотелось попасть в египет и ощютить эти просторы
Образы типичных представителей поколения мы находим и в прозе Лермонтова. Роман, ставший одним из его самых известных прозаических произведений, не случайно назван «Герой нашего времени». Этим названием автор хотел подчеркнуть, что характер Печорина в основных чертах является типичным для всего поколения вообще. В главе «Бэла» Печорин рассказывает о себе Максиму Максимычу, и это описание очень похоже на тот портрет поколения, который Лермонтов вывел в «Думе». В юности Печорин наслаждался «бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», но они быстро ему надоели, что и неудивительно: обычно люди не ценят то, что достается им легко. Любовь не затрагивала глубинных струн сердца молодого человека. Печорин сам объясняет, почему он охладел к наукам: «...Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно...».
<span>Русская литература военных лет</span>
Одними из востребованных литературных жанров в первые военные годы были очерк, рассказ и статья. Все именитые писатели отдавали предпочтение именно этим литературным стилям. Их произведения были пронизаны уверенностью в победе над врагами и чувством патриотизма. А.Н. Толстой написал в период войны более шестидесяти очерков и статей. Одни из наиболее ярких творений были «Русские воины» и «Родина». По его глубокому убеждению, России – могучая страна, а народ силён духом, поэтому она справится и с этой бедой, как неоднократно показывала история.
У И. Эренбурга главной военной темой выступала в качестве защиты всех человеческих ценностей. Он подчёркивал, что фашизм является угрозой для всей мировой цивилизации. Его манера публицистики отмечалась наполненностью образов, непредсказуемостью переходов и резкостью красок. В тоже время, в своих творениях он умел сочетать словесный плакат, документальный факт, карикатуру и памфлет. Сборник его статей и очерков отражены в книге «Война». Однако, помимо всех авторов военных лет, был Андрей Платонов – писатель, который творил художественную прозу в яркой и необычной интерпретации. Свой первый рассказ он сочинил, будучи в эвакуации. Работая военным корреспондентом, он записывал всё происходящее вокруг, и зачастую оказывалось, что всякая фантазия становится буднее увиденной устрашающей правды жизни, которая выходит наружу при военных действиях. Понять его прозу не так-то и просто, если не брать в учёт его понимание войны и поставленных творческих задач.
К. Симонову принадлежит описание всех боевых действий под Сталинградом, которые были описаны в ряде его очерков. Так и В.Гроссман, выехав в августе на фронт, в течение всего её периода вёл записи так же по тематике Сталинграда, что в дальнейшем привело к стремительному продвижению этого жанра в годы войны. Его наиболее успешной повестью выступает книга «Народ бессмертен», в котором автор опирался на реальные факты, и это приближало повесть к истине. К примеру, печальная смерть взрослой женщины Марии Тимофеевны, которая не успела убежать из своей деревни до прихода врагов. Писатель рассказывает настолько все реально и драматично, что читатель невольно испытывает все эмоции и скорбь бедной старухи, и переживает вместе с ней её последние мгновения жизни. Трагизм этой истории в том, что не смерть является главным моментом в итоге печального сюжета, а сам факт наступления врага на родную землю. Поэтому женщина достойно принимает смерть, указывая на бессмертие русского народа.