Итоги монгольского завоевания для Руси были исключительно тяжелыми.
По своим масштабам разрушения и жертвы в результате нашествия не шли ни в какое сравнение с потерями, которые приносили набеги кочевников и княжеские междоусобицы. Прежде всего вторжение монголов нанесло огромный ущерб всем землям одновременно. По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в домонгольскую эпоху, 49 были полностью разрушены ордами Батыя. При этом треть из них обезлюдела навсегда, а 15 бывших городов превратились в села. Не пострадали лишь Великий Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк и Турово-Пинское княжество, потому что монгольские полчища обошли их стороной. Резко сократилось и население Русских земель. Большинство горожан либо погибли в сражениях, либо были уведены завоевателями в "полон" (рабство). Особенно пострадало ремесленное производство. После нашествия на Руси исчезли некоторые ремесленные специальности, прекратилось сооружение каменных построек, были утрачены секреты изготовления стеклянной посуды, перегородчатой эмали, многоцветной керамики и др. Огромные потери были среди профессиональных русских воинов - княжеских дружинников, в битвах с врагом погибли многие князья. Лишь через полстолетия на Руси стало возрождаться служилое сословие и соответственно заново воссоздаваться структура вотчинного и зарождающегося помещичьего хозяйства. По-видимому, только самая массовая категория - сельское население пострадало от нашествия несколько меньше, но на его долю выпали суровые испытания.
Однако главным последствием монгольского вторжения на Русь и установления ордынского владычества с середины XIII в. стало усиление обособленности Русских земель, исчезновение старой политико-правовой системы и структуры власти, некогда характерной для Древнерусского государства. Конгломерат разновеликих русских земель-княжеств оказался под воздействием центробежных геополитических процессов, получивших необратимый характер в результате монгольской экспансии. Распад политического единства Древней Руси знаменовал собой и начало исчезновения древнерусской народности, ставшей прародительницей трех ныне существующих восточно-славянских народов: с XIV в. на северо-востоке и северо-западе Руси формируется русская (великорусская) народность, а на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности.
После нашествия Батыя над Русью устанавливается так называемое монголе-татарское владычество - комплекс экономико-политических методов, обеспечивавших господство Золотой Орды над той частью территории Руси, которая оказалась под контролем (сюзеренитетом) ее ханов. Основным среди этих методов было взимание различных даней и повинностей: "послужное", торговая пошлина "тамга", корм татарским послам - "почестъе" и др. Самым тяжелым из них был ордынский "выход" -дань серебром, которая начала взиматься в 1240-е гг. С 1257 г. по приказу хана Берке монголы произвели перепись населения северо-восточной Руси ("запись в число"), установив фиксированные размеры взиманий. От уплаты "выхода" было освобождено только духовенство (до принятия Ордой ислама в начале XIV в. монголы отличались веротерпимостью). Для контроля за сбором дани на Русь направлялись представители хана - баскаки. Дань собирали откупщики - бесермены (среднеазиатские купцы). Отсюда произошло и русское слово "бусурманин". К концу XIII - началу XIV в. институт баскачества в связи с активным противодействием русского населения (постоянные волнения сельского населения и городские выступления) был отменен. Сбором ордынской дани с этого времени стали заниматься сами князья Русских земель. В случае неповиновения следовали карательные ордынские походы-набеги. По мере упрочения господства Золотой Орды карательные экспедиции были заменены репрессиями против отдельных князей.
<span><span>КУЛИКОВСКАЯ БИТВА</span><span><span>Битва русского войска во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем (<u>см.</u>Дмитрий Донской) и монголо-татарского войска под началом ордынского темника (военачальника, командовавшего «тьмою», то есть 10 000 войска) Мамая, узурпировавшего в Золотой Орде ханскую власть. Битва состоялась 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (<u>см.</u>поле) в верховьях реки Дон. Считается началом освобождения Руси от монголо-татарского ига.</span>
<span>В Куликовской битве участвовали воины многих русских княжеств. Возглавил русское войско великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович, призвавший русских князей объединиться для борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига. Перед битвой князь посетил Троице-Сергиев монастырь, где получил благословение святого старца Сергия Радонежского, игравшего выдающуюся роль в общественной и духовной жизни Руси того времени.</span>
<span>Битва началась поединком двух богатырей (<u>см.</u>богатырь): с русской стороны был выставлен Александр Пересвет — монах Троице-Сергиева монастыря. Его противником стал татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья, и оба погибли. После этого началось сражение, завершившееся разгромом монголо-татарского войска. Мамай, увидев поражение своих войск, бежал и вскоре был убит соперниками в борьбе за власть над Ордой.</span>
<span>Победа на Куликовом поле положила начало освобождению русских земель от монголо-татарского ига и их объединению, подняла авторитет Московского княжества как центра всех русских земель. После Куликовской битвы начался активный процесс консолидации Руси, ее зависимость от Орды стала ослабевать. За победу на Куликовом поле великий князь московский Дмитрий Иванович был прозван <em>Донским</em>.</span>
<span>Первым памятником героям Куликовской битвы стала церковь на Куликовом поле. В Москве в честь событий 1380 г. были возведены церковь Всех Святых на Куличиках, а также Богородице-Рождественский монастырь (1386– 1389 гг.), давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших в Куликовской битве.</span>
<span>В 1848 г. на Куликовом поле был сооружен памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П. Брюллов), а в 1913–1918 гг. — выстроен храм во имя преподобного Сергия Радонежского.</span>
<span>Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях, самые известные из них: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV — начало XV в.). В 1807 г. «Сказание о Мамаевом побоище» использовал русский драматург В.А. Озеров при написании трагедии «Дмитрий Донской». Великому сражению посвящен цикл стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом».</span>
<span>Куликовская битва нашла отражение в картинах художников ХIХ и XX вв. Самые известные произведения — «Великий князь Дмитрий Донской на Куликовом поле» и «Утро на Куликовом поле» О.А. Кипренского; «Поединок Пересвета и Челубея» М.И. Авилова. День Куликовской битвы считается одним из дней славы русского оружия, наряду с днями Ледового побоища, Бородина, Курской битвы и др.</span>
<span>В русском языке память о Куликовской битве сохранилась во фразеологизмах: <em>мамаево побоище</em> — так называют крупную ссору, драку, беспорядок, разгром; <em>мамаево нашествие</em> — так говорят о неожиданном появлении многочисленных и неприятных гостей, посетителей и т.п.</span></span></span>
Эти ответы есть в дескрипторе
Промышленный переворотВеликая французская революция и наполеоновские войны потрясли феодально-абсолютистские порядки в Европе и создали более благоприятные условия для буржуазного развития. В первой половине XIX в. значительно раздвинулась сфера распространения капитализма. Помимо Англии, Голландии и северной части США буржуазное общество утвердилось во Франции и Бельгии. Капиталистические отношения получили перевес в западных областях Германии, буржуазная собственность стала преобладать в Италии. Капиталистический уклад укрепился или возник во всех странах Европы и в Латинской Америке.