Герои романа "Белая гвардия" представители интеллигенции. Далеко не вся русская интеллигенция приняла и поняла великие свершения Октября. Опасения за судьбу культуры страны играли важную роль в неприятии этих свершений, путь к достижению которых был сложным и нередко противоречивым. Главная тема романа, которую принято связывать с трагическим мотивом разочарования героев, с ощущаемой ими необходимостью порвать со своим прошлым, раскрывается по-новому. Прошлое, в котором осталось счастливое детство героев, не только не разочаровывает их, но всячески сберегается ими в обстановке, когда кажется, «все разрушено, предано, продано».
Весь роман пронизан чувством катастрофы. Герои еще поют гимн «Боже, царя храни», произносят тост за здоровье уже несуществующего монарха, но в этом проявляется их отчаяние. Все, что происходит с ними, предстает как трагедия людей, которые верой и правдой служили этому строю, раскрывшему вдруг всю свою несостоятельность, лицемерие, фальшь. Позиция булгаковских героев не могла быть иной, потому что сам писатель не испытывал ностальгии в отношении старой, буржуазной России, ее монархического прошлого.
Дом и Город – два главных героя романа. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой войной, дышит и страдает, как живое существо. Когда на улице мороз, тревожно и страшно, в доме идет задушевная беседа, от изразцов печи исходит тепло, слышится башенный бой часов в столовой, бренчание гитары и знакомые голоса Алексея, Елены, Николки и их веселых гостей. И Город, истерзанный бесконечными боями и обстрелами, наполненный толпами солдат, также живет своей жизнью. «Прекрасный в морозе и тумане...» – этот эпитет открывает повествование о Городе и становится доминирующим в его изображении. Образ Города излучает необыкновенный свет – свет жизни, который поистине неугасим. Булгаковский Город находится под Божьим покровительством: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто... находили по его свету... путь на Город...»
- в его альтруизме, в способности не рассуждая прийти на помощь ближнему. Это такой литературный аналог христианского ангела-спасителя.
когда сновали пули и летели снаряды солдаты рвались в бой защищая свою родину. они сражались и делали отважные поступки зная что идут на верную смерть.
— Да как же бежать? Мы и дороги не знаем.
— Я знаю дорогу.
— Да и не дойдем в ночь.
— А не дойдем — в лесу переночуем. Я вот лепешек набрал. Что ж ты будешь сидеть? Хорошо, пришлют денег, а то ведь и не соберут. А татары теперь злые — за то, что ихнего русские убили. Поговаривают — нас убить хотят.
Подумал, подумал Костылин.
— Ну, пойдем.
Жилин беспокоится о Костылине, пусть тот ему и не помогал рыть подкоп, но Жилин всё равно хочет его вызволить.
— Как хочешь, а я не дойду,— у меня ноги не идут.
Стал его Жилин уговаривать.
— Нет,— говорит,— не дойду, не могу.
Рассердился Жилин, плюнул, обругал его.
— Так я же один уйду,— прощай!
Жилин заставляет Костылина идти, спасаться, даже через силу.
— Ой, больно! Жилин так и обмер.
— Что кричишь? Ведь татарин близко — услышит.— А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».
— Ну,— говорит,— вставай, садись на закорки, снегу, коли уж идти не можешь.
Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.
— Только,— говорит,— не дави ты меня руками за глотку, ради Христа. За плечи держись.
Жилин даже готов нести его на себе
Костылин говорит: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать. Подхватил опять на плечи, попер.
Костылин и сам понимает, что он-обуза, но Жилин не хочет его бросать
— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.
Костылин и слушать не хочет.
— Нет,— говорит,— уж мне, видно, отсюда не выйти, Куда я пойду, когда и поворотиться нет сил?
— Ну, так прощай,— не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.
Жилин, в конце концов нехотя оставляет Костылина, на прощание горячо расцеловав второго.
<span>возьми линейку, разметь на четыре части, озаглавь: первая, вторая, третья, четвертая часть
</span>